Чернобыльские судебные делла в рф за 2022 18 года

Суд поставил точку в деле о ДТП с участием блогера Эдварда Била

Прямо в зале Пресненского суда столицы сегодня был взят под стражу блогер Эдвард Бил. В ближайшее время он отправится в колонию. Билу ужесточили наказание в рамках повторного рассмотрения дела о массовом ДТП, которое блогер спровоцировал на Садовом кольце в Москве, протаранив пять автомобилей. В отличие от первого приговора, на этот раз суд полностью удовлетворил требования прокуратуры. Подробности рассказал корреспондент РЕН ТВ, который присутствовал в зале суда.

Год и два месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Твердую точку в деле скандально известного блогера Эдварда Билла сегодня поставили в Пресненском суде Москвы. Решение суда, похоже, стало неожиданным для многих присутствующих. Они прогнозировали Биллу условный срок, но прямо в зале суда блогера взяли под стражу.

В видеосюжете РЕН ТВ показан момент, за который понес наказание молодой блогер. Выезд на встречку с трагическими последствиями. В апреле прошлого года, как позже скажет сам Эдвард, его якобы подрезали. Хотя в сети сохранились видео, сделанные в тот же день самим водителем. В результате произошла серьезная авария.

Ей и другим пострадавшим блогер выплатил денежные компенсации. В июле прошлого года Билу уже оглашали приговор, тогда назначили два года ограничения свободы. Но прокурор обжаловал решение суда, со второй попытки блогер всё-таки лишился свободы. Однако такое решение не устроило защитников обвиняемого.

«Мы будем этот приговор обжаловать, потому что считаем несправедливым. Наказание считаем несправедливым. Потому что наказание должно быть социально справедливым. Как можно назвать наказание справедливым, когда у него остается двое маленьких детей», — сказал адвокат Александр Никитин.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представители территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району и Министерства социального развития Пермского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. От Антропова В.А. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

При этом суд первой инстанции также указал на то, что поскольку Антропов В.А. получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиваться, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для перерасчета ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).

С 2022 года Пенсионный фонд начнет оказывать чернобыльцам и приравненным к ним категориям новые меры поддержки. Среди них будут ежемесячные выплаты проживавшим или работавшим в зонах радиоактивного загрязнения, а также семьям с детьми до 3-лет, которые находятся на пострадавших территориях.

Предметом соглашения стало взаимодействие по вопросам назначения выплат в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне и другими аналогичными событиями. В рамках сотрудничества будут проводиться совместные совещания и мероприятия, а также рассматриваться обращения граждан по пенсионным и социальным выплатам.

В настоящее время Пенсионный фонд предоставляет пострадавшим от радиационных катастроф досрочную страховую или государственную пенсию, а также ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Некоторые из тех, кто подвергся вредному воздействию, имеют право получать одновременно две пенсии и две ЕДВ. Такое право, например, есть у ликвидаторов последствий аварии в Чернобыле, признанных инвалидами.

К числу получателей двух пенсий одновременно относятся и члены семей умерших «чернобыльцев», получивших или перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (нетрудоспособные родители; учащиеся дети (обучающиеся очно); супруги, если они заняты уходом за детьми, не достигшими 14 лет; супруги независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности).

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

  • при наличии лучевой болезни от последствий катастрофы – 2227,55 руб.;
  • инвалиды – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1986-1987 годах – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1988-1990 годах – 2227,55 руб.;
  • эвакуированные в 1986 году с пораженной территории – 2227,55 руб.;
  • проживающие в г. Чернобыль – 556,88 руб.;
  • имеющие льготный статус в зоне проживания – 556,88 руб.;
  • дети, родившиеся после облучения одного из родителей – 1391,34 руб.;
  • дети, ставшие инвалидами от последствий облучения – 2786,67 руб.;
  • дети, проживающие на территории со льготным статусом – 836,24 руб.;
  • служащие ОВД, которые получили заболевания после радиации – 2227,55 руб.

Для получения чернобыльских выплат и льгот в 2022 году необходимо оформить удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к данной категории льготников, заключение МСЭ о наличии инвалидности, документы, подтверждающие пребывание на зараженной территории в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо свидетельство о смерти кормильца.

После обращения и предоставления необходимого перечня документов в течение 15 рабочих дней орган назначит причитающуюся выплату. Ежемесячная выплата чернобыльцам предоставляется бессрочно, но при необходимости переосвидетельствовать категорию инвалидности следует обратиться за ней повторно.

  • граждане, находившиеся в зонах поражения с 1996 года по настоящее время;
  • выступавшие донорами, вне зависимости от того, где проводились процедуры;
  • инвалиды 1, 2 и 3 группы, получившие заболевания в связи с облучением;
  • граждане, у которых была выявлена болезнь после ядерной катастрофы;
  • рабочие, принимавшие участие в ликвидации в период катастрофы;
  • проживающие на территории г. Чернобыль и принявшие критическую дозу ядерного облучения во время аварии.

Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

В 2022 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Рекомендуем прочесть:  Возмещение Нотариальных Расходов Работнику По Косгу И Виду Расходов В 2022 Году

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что Конституционный Суд РФ выявил ряд закономерностей, присущих российскому законодательству и свидетельствующих о слабой нормативно-правовой проработке при принятии спорного нормы. «Это, во-первых, правовая неоднозначность самой законодательной нормы, позволяющая ее толковать правоприменителю, с одной стороны, как обязывающую исполнительные органы выплачивать денежное пособие абсолютно всем потомкам любых ветеранов-чернобыльцев до достижения ими 18-летнего возраста, а с другой стороны, как обязывающую выплачивать такое пособие лишь потомкам тех из ветеранов-чернобыльцев, которые получили радиоактивное облучение», – пояснил эксперт.

Марина Сомова согласилась с позицией Суда, так как, по ее словам, необходимо разумно подходить к обеспечению защиты на государственном уровне в виде мер социальной поддержки граждан, которые действительно в ней нуждаются. Таким образом, первым критерием для обеспечения из средств бюджета граждан является их нуждаемость, впрочем, как и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1085 ГК РФ, пояснила она. Нуждаемость в данном случае должна определяться на основе состояния здоровья внуков, претендующих на выплаты, а также при наличии причинной связи между состоянием здоровья и воздействием радиации дедушки или бабушки, которые непосредственно подвергались воздействию радиационного облучения. В данной связи позиция Конституционного Суда РФ является разумной и объяснимой, считает Марина Сомова.

Айтабак Меджидова обратилась в Конституционный Суд, указав, что п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 противоречит Конституции РФ, поскольку характеризуется неопределенностью. По ее мнению, оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, обусловливает возможность установить ежемесячную денежную выплату детям второго поколения граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, наличием у родителей таких детей удостоверения о том, что они подверглись радиоактивному облучению.

Эксперт обратил внимание, что ветераны-чернобыльцы, имеющие подтвержденное радиационной воздействие, полученное в ходе ликвидации аварии, должны быть внесены в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр. «Поэтому ветеранам-чернобыльцам (или их наследникам) в интересах своих потомков необходимо добиваться внесения данных о себе в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр как лиц, получивших радиационное облучение, на основании медицинских документов или (при невозможности сейчас восстановить документы) в судебном порядке, в ходе установления факта, имеющего юридическое значение», – полагает Владислав Лапинский.

«Мне представляется, что именно в установлении причинно-следственной связи и будут возникать проблемы у граждан, претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1», – полагает эксперт. Марина Сомова предположила, что при новой редакции нормативного акта будет дифференцирован подход к категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение на его основании.

Чернобыльские судебные делла в рф за 2022 18 года

Наиболее широкий перечень таких мер с учетом характера и степени вреда, причиненного радиационным воздействием, а также его последствий (как фактически наступивших, так и прогнозируемых) установлен Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (пункты 1 и 2 части первой статьи 13, статьи 14, 27.1, 29 и 39). Одновременно с этим названный Закон предоставляет членам семей граждан из числа указанных категорий право на единовременную и ежемесячную денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца (часть вторая статьи 14 и часть четвертая статьи 39), и пенсию по случаю потери кормильца, которая назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов (часть третья статьи 29), обеспечивая тем самым восполнение (замещение) части дохода или иной помощи умершего кормильца, которая была для членов его семьи постоянным и основным источником средств к существованию.

1. Признать положение части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

4. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что без соблюдения общеправового критерия определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который вытекает из закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2), принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, невозможно ее единообразное понимание и, соответственно, применение; неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания такой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации (постановления от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2022 года № 12-П, от 19 июля 2022 года № 22-П и др.).

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2022 года был установлен юридический факт нахождения В.Н. Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н. Фоминой было отказано.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 54-П По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27

3.1. Статья 25 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в первоначальной редакции именовалась «Социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление детей и подростков». Она предусматривала следующие категории детей: проживающие в зонах радиоактивного загрязнения — зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение или зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения и проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии; страдающие болезнями, связанными с лучевой нагрузкой вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. Детям, относящимся к первым двум категориям, предоставлялись меры социальной защиты, направленные на охрану здоровья (бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаториях соответствующего профиля, бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей, ежегодное бесплатное оздоровление в других оздоровительных учреждениях и др.).

Поскольку при реализации предписаний пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования — допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, чем нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, постольку эти предписания противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42.

1.2. По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку характеризуется неопределенностью и по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, обусловливает возможность установить ежемесячную денежную выплату детям второго поколения граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, наличием у родителей таких детей удостоверения о том, что они подверглись радиоактивному облучению.

Означенный дефект долго не обнаруживался правоприменителями, поскольку право на получение социальной защиты предоставлялось и второму, и последующим поколениям детей, а реализовывалось лишь детьми первого поколения. Однако динамика возрастной структуры получателей мер социальной защиты предопределила изменение соотношения числа тех граждан, кому такие меры предоставляются в целях возмещения реального вреда от чернобыльской катастрофы, и тех, кому такие меры призваны компенсировать вероятность (риск) наступления неблагоприятных последствий. Так, с течением времени постепенно росло количество детей, рожденных после радиоактивного облучения в связи с чернобыльской катастрофой одного из родителей, относящегося к соответствующим категориям пострадавших. Начиная с 5 августа 1992 года такие дети получили право на меры социальной защиты, а с 1 января 2005 года им стала устанавливаться ежемесячная денежная выплата. В дальнейшем они, сами становясь родителями, инициировали предоставление мер социальной защиты, включая ежемесячную денежную выплату, своим детям, которые приходились гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», детьми второго поколения, т.е. внуками.

3. Меры социальной поддержки для детей, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, установлены с учетом того, что такие дети могут непосредственно подвергаться воздействию радиации, проживая в зонах радиоактивного загрязнения, либо страдать заболеваниями, обусловленными чернобыльской катастрофой или генетическими последствиями облучения одного из родителей, либо иметь риск возникновения у них заболеваний из-за радиоактивного облучения одного из родителей и (или) родственников по прямой восходящей линии.

Рекомендуем прочесть:  Таблица Соответствия Косгу И Квр По 209н

Таким образом, в процессе совершенствования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, включая признанных инвалидами от радиационно обусловленных заболеваний, было осуществлено правовое регулирование, согласующееся с конституционными принципами справедливости и равенства в их интерпретации Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

1. Признать пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные нормы в их взаимосвязи — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

В обоснование своей позиции суды указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменение размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности, а при введении в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, которые до его вступления в силу (т.е. до 15 февраля 2001 года) были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, было предоставлено право на сохранение ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме, но не право выбирать способ определения размера ежемесячных выплат в возмещение вреда.

Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации. С конституционными предписаниями согласуется также то, что инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не предоставляется возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия в отличие от лиц, получавших до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, которые вправе осуществить выбор — получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную из заработка, дохода, денежного довольствия.

4. Таким образом, пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку данные нормы в их взаимосвязи — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в судебной практике*

Весьма распространенной ошибкой судов является расчет сумм возмещения вреда исходя из условного заработка, полученного пострадавшим при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Суды часто не принимают во внимание периоды предшествующей работы пострадавшего и рассчитывают суммы возмещения вреда только из заработка на ЧАЭС. Между тем Правилами от 24.12.92 (ч. 2 ст. 15), а впоследствии и Законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (п. 6 ст. 12) возможность такого расчета допускалась только в том случае, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного.

В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.

Вместе с тем необходимо учитывать, что такое средство доказывания, как свидетельские показания, сопряжено с субъективным фактором и требует со стороны суда тщательной проверки и объективной оценки. В связи с этим в комментируемом пункте обращено внимание на следующее: если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

США подталкивают Европу к опасному шагу против России

Зорин указал, что на этом примере наблюдается «устрашающая деградация законопорядка, такой моментальный приход средневековья в социальные отношения, который поощряется националистами»: «Мы уже видели, как по расово-национальному признаку иностранных студентов из Африки и Индии, желающих покинуть территорию Украины, не пускают через границу в общей очереди, говорят: «вы подождете следующую очередь». Потом говорят так снова и снова. Видели, как был запущен совершенно фашистский способ отличать неблагонадежных – проверять произношение тех или иных слов. Если человек, находящийся в стрессе, вдруг неправильно ставил ударение или произносил украинский топоним, то это использовалось как доказательство его вины. Что дальше происходило с людьми, которые не прошли «тест на благонадежность», никто не знает».

Лянге рассказала, что русины, которым удалось перебраться в Россию и которые рассказывали фактически о геноциде и том, что на Украине они давно и привычно «люди второго сорта», боялись называть свои имена. Потому что на родине в Закарпатье остались родственники, к которым потом непременно нагрянут националисты, будут издеваться или просто убьют.

«Плохо живется в Незалежной не только русским, но и близкой им этнической группе русинов. Этот маленький и гордый народ последние несколько десятков лет испытывает на себе прессинг государства, которое сдерживает сохранение культуры, развитие родного языка, право на самоидентификацию», – отметил журналист. Он добавил, что лозунг «Украина – для украинцев» – это тупиковый путь развития, который ведет не к укреплению, а к распаду государства.

«Теперь мы видим, что люди, якобы отвечающие за правопорядок на Украине, взяли «новую высоту». Беженцев цыганской национальности заранее объявляют мародерами, преступниками, подвергая их абсолютно незаконным и унизительным публичным наказаниям, граничащим с пытками. Очевидно, что такое возможно не только по причине воцарившегося беззакония, но и потому что кому-то это приносит удовольствие. На поверхность общества всплыли силы, получающие удовлетворение от издевательств. Давайте не забывать, что цыгане, наряду с евреями, были объявлены немецкими нацистами целью для издевательств, унижения и в конечном счете уничтожения. От этих исторических параллелей кровь стынет, но это реальность, которую мы видим во Львове 2022 года», – подчеркнул Зорин.

«Украина – многонациональное и поликонфессиональное государство по своей сути. Федеративное его устройство, учет интересов регионов, малых и больших народов, поддержка родных языков – непременное условие его благополучия. У Украины был мирный путь решения вопроса этнокультурного многообразия. А Украина вместо федерализации пошла путем дискриминации и геноцида в отношении коренных народов», – отметил он.

Рекомендуем прочесть:  Внесение Изменений В Устав Снт Согласно Нового Закона О Садоводах

Постановление Конституционного Суда РФ от N 54-П По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27

Однако сегодня оценка рисков может быть проведена с использованием данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра, который согласно статье 24.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенной Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 329-ФЗ, представляет собой государственную информационную систему персональных данных граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов. Его формирование и ведение осуществляются в целях обеспечения учета изменений состояния здоровья таких граждан в течение их жизни, использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных.

Тем не менее, безотносительно к пониманию смысла указанного условия, можно с уверенностью утверждать, что к данной категории были отнесены дети, которые сами не подвергались радиационному воздействию в период проживания в зонах радиоактивного загрязнения, а также не имеют заболеваний, связанных с лучевой нагрузкой вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. Меры социальной защиты предоставляются им в порядке профилактики наступления неблагоприятных для их здоровья последствий радиоактивного облучения одного из родителей и (или) иных родственников по прямой восходящей линии. Тем самым законодатель, преследуя цель обеспечить защищенность настоящего и будущих поколений от вредного воздействия ионизирующего излучения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, стремился компенсировать посредством предоставления мер социальной защиты не только фактически наступившие неблагоприятные для здоровья детей последствия, но и потенциальную возможность возникновения таких последствий у здоровых детей, которые непосредственно воздействию радиации не подвергались.

Кроме того, условия предоставления мер социальной поддержки, направленных на компенсацию как фактических последствий чернобыльской катастрофы, так и возможного риска их возникновения, не могут быть определены без учета соотносимости оснований социальной защиты, предусмотренной для различных категорий детей, названных в статьях 25 и 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В частности, детям, страдающим заболеваниями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, меры социальной поддержки не могут предоставляться на условиях, менее благоприятных, чем детям, не имеющим таких заболеваний.

Назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до вступления в силу настоящего Постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2022 года N АКПИ21-348 отказано в удовлетворении административного иска о признании указанного письма Минтруда России частично недействующим, как противоречащего действительному смыслу пункта 9 части первой статьи 27.1 данного Закона и неправомерно возлагающего обязанность представлять не предусмотренное законом удостоверение на административного истца — дочь гражданина, принимавшего в 1986 году участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и мать несовершеннолетнего ребенка, в ежемесячной денежной выплате на которого было отказано. В обоснование решения суд сослался на то, что оспариваемый акт издан полномочным органом государственной власти, поскольку Минтруд России — согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством. В силу же подпункта 6.6 этого Положения Минтруд России дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом. Письмо в оспариваемой части, как указал суд, соответствует Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не содержит разъяснений, изменяющих предусмотренный пунктом 9 части первой его статьи 27.1 круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля

У меня муж так же сын ликвидатора Чернобыльской АЭС. В этом году в пенсионном фонде нам без проблем оформили пособие ребенку до 18 лет, как внуку Чернобыльца. К тому же моей свекрови подсказали добрые люди, что после достижения 50 лет ей положена пенсия, т.к. она вдова Чернобыльца. Единственное «НО», замуж она больше не выходила.

  • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    6. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.
    1. компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
    2. предоставление скидки в 50%;
    3. сокращение выплат на налогообложение;
    4. бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.

    И.В.Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения и лишению признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией РФ права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

    Позиция заявителя. Согласно оспариваемой норме граждане, которые до вступления в силу данного закона получали суммы возмещения вреда, исчисленные из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, вправе сохранить ранее установленный размер выплат. А тем, кто их не получал, после вступления в силу закона ежемесячные компенсации устанавливаются в фиксированной сумме.

    Изменения, внесенные в упомянутый закон в 2001 году, гарантировали И.В.Рузайкину эти ежемесячные выплаты. Но получать он их стал в твердой сумме, поскольку право выбора между старым и новым вариантом расчета выплат приобрели лишь те инвалиды, которые обратились с соответствующим заявлением о данных выплатах до дня вступления в силу закона. И.В.Рузайкин сделал это позже, и его доплаты к пенсии составили 2500 рублей в месяц — в два раза меньше возможного.

    Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречит Конституции Российской Федерации.

    Суд подчеркнул, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать конституционному принципу равенства. Соблюдение этого принципа гарантирует защиту от всех форм дискриминации и означает запрет на введение ограничений в правах граждан одной категории.

    Определение Конституционного Суда РФ от N 3385-О

    абзацев первого, второго и одиннадцатого пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2022 года N 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году», которыми для предусмотренных вышеназванными законодательными актами выплат установлен с 1 февраля 2022 года коэффициент индексации 1,025;

    Такое правовое регулирование установлено федеральными органами государственной власти в пределах предоставленных им полномочий, в равной мере распространяется на всех граждан из числа указанной категории, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, которому, как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов, индексация определенных судебными решениями размеров денежных компенсаций, обусловленных причинением вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, с 1 февраля 2022 года произведена с применением коэффициента 1,025.

    пункта 1 статьи 1 и статьи 10 Федерального закона от 19 декабря 2022 года N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которыми соответственно часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложены в новой редакции, предусматривающей индексацию выплат, установленных названными законодательными актами, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, с возложением на Правительство Российской Федерации полномочий по определению коэффициента индексации;

    По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 1, 2, 6 (часть 2), 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 21 (часть 1), 42, 45, 46 (часть 1), 53 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу неопределенности своего нормативного содержания допускают различный подход к определению подлежащих применению коэффициентов индексации компенсационных выплат для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которым размеры таких выплат ранее были установлены судебными решениями.

    Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N 444-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2022 года, был изменен порядок индексации компенсационных выплат, установленных для инвалидов-чернобыльцев, а постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2022 года N 74 был установлен коэффициент индексации 1,025, подлежащий применению в этих целях с 1 февраля 2022 года.

  • Дарья Александровна
    Оцените автора
    Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру