Закон 2022 О Ликвидаторах Чаэс

С 2022 года Пенсионный фонд начнет оказывать чернобыльцам и приравненным к ним категориям новые меры поддержки. Среди них будут ежемесячные выплаты проживавшим или работавшим в зонах радиоактивного загрязнения, а также семьям с детьми до 3-лет, которые находятся на пострадавших территориях.

В настоящее время Пенсионный фонд предоставляет пострадавшим от радиационных катастроф досрочную страховую или государственную пенсию, а также ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Некоторые из тех, кто подвергся вредному воздействию, имеют право получать одновременно две пенсии и две ЕДВ. Такое право, например, есть у ликвидаторов последствий аварии в Чернобыле, признанных инвалидами.

Предметом соглашения стало взаимодействие по вопросам назначения выплат в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне и другими аналогичными событиями. В рамках сотрудничества будут проводиться совместные совещания и мероприятия, а также рассматриваться обращения граждан по пенсионным и социальным выплатам.

К числу получателей двух пенсий одновременно относятся и члены семей умерших «чернобыльцев», получивших или перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (нетрудоспособные родители; учащиеся дети (обучающиеся очно); супруги, если они заняты уходом за детьми, не достигшими 14 лет; супруги независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности).

В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек, еще 19 смертей с 1987 по 2004 год можно отнести к её прямым последствиям. Высокие дозы облучения получили аварийные работники и ликвидаторы. Это с определенной степенью вероятности может послужить причиной 4000 дополнительных смертей от отдалённых последствий облучения.

  • Страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексируют с 1 января на 5,9%, в результате чего они увеличились в среднем на 1000 руб.
  • Для работающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, индексация пока «заморожена». По этой причине они прибавку в январе не получат. Для них повышение запланировано на август, когда Пенсионный фонд назначит доплату за дополнительные пенсионные баллы, которые были заработаны уже после выхода на пенсию.
  • Пенсии военным и приравненным к ним категориям (пенсионерам МВД, ФСИН, Росгвардии и т.д.) повысят 4% с 1 октября 2022 г. Прибавка будет назначена в результате индексации величины денежного довольствия на 4%.
  • По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2022 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
  • При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
  • Дети-инвалиды, инвалиды с детства инвалиды всех трех групп.
  • Лица, не достигшие совершеннолетия или не достигшие 23-летнего возраста при условии, что у них погиб один или оба родителя либо местонахождение их признано неустановленным по суду.
  • Граждане, официально отнесенные к малочисленным народам Крайнего Севера.
  • Лица, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие трудовой стаж или необходимые баллы для начисления страховой выплаты.
  • Семьи погибшего военнослужащего по потере кормильца.
  • Участники ВОВ, если они получили любую группу инвалидности после совершенного против них преступления или по собственной халатности.

Новый закон снимает это ограничение и устанавливает, что «дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, и ежемесячная компенсация семьям за утрату кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачиваются полностью, независимо от заработной платы, пенсии или иного дохода».

Компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в 2022 году

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
    • 271,10 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
    • 210,86 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
    • 105,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
    • 279,10 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Рекомендуем прочесть:  Изменения В Статье 72 Осень 2022

*) С 1 февраля 2022 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2022 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
    • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
    • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
    • родителям погибшего — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
    • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:
    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
    • 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.

Государство старается помочь гражданам, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В льготную категорию попадают так называемые «чернобыльцы», для которых предусмотрено получение различных выплат и льгот. Чтобы оформить указанный статус, необходимо знать, куда обращаться и какой пакет документов нужно предоставить. Разберем последние новости льгот и выплат чернобыльцам в 2022 году.

После обращения и предоставления необходимого перечня документов в течение 15 рабочих дней орган назначит причитающуюся выплату. Ежемесячная выплата чернобыльцам предоставляется бессрочно, но при необходимости переосвидетельствовать категорию инвалидности следует обратиться за ней повторно.

  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
  • справка МСЭ;
  • документы о родстве с чернобыльцем.
  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых получатель дал согласие с использованием единого портала, и сведения о счете получателя в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления гражданину сумм пенсий и иных социальных выплат, отсутствуют в Единой информационной системе, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и выплата единовременной компенсации осуществляются на счет получателя в кредитной организации, указанный в заявлении, или по желанию получателя через организации федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации, путем вручения сумм оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на дому или в кассе организации, производящей доставку.

При наличии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации на дату принятия решения о предоставлении пособия и компенсации сведений о счете получателя пособия и компенсации в кредитной организации, указанном в заявлении, и счете получателя пособия и компенсации в кредитной организации, сведения о котором имеются в Единой информационной системе, выплата пособия и компенсации осуществляется на счет, указанный в заявлении.

Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Решение об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых получатель компенсации дал согласие с использованием единого портала, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата компенсации осуществляется на счет получателя компенсации в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления указанному лицу сумм пенсий и иных социальных выплат.

Путёвка в санаторно-лечебное заведение предоставляется гражданину подразделением социальной защиты в порядке, что установлен законодательством. Основанием предоставления путёвки служит заявление с необходимой документацией (паспортом, медицинскими справками, удостоверением бойца, принявшего участие в военных операциях).

Ежемесячная выплата назначается не всем ветеранам боевых действий — перечень получателей ограничен положениями закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Чтобы получить ЕДВ, необходимо в установленном порядке подать заявление в ПФР с приложением необходимого комплекта документов.

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

Рекомендуем прочесть:  Малоимущая Семья Почему Департамент Имущества Так Долго Проверяет Документы

В льготы ветеранам боевых действий в Чечне и в иных регионах, которые установлены правительством через внесение изменений в октябре 2012 года в ФЗ «О ветеранах», вошли дотации на получение ипотеки, а также жилья, купленного средствами из федерального бюджета, и оплату ЖКХ в Москве и иных российских населённых пунктах.

Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).

Граждане, пострадавшие от воздействия радиации, имеют право на получение двух ежемесячных выплат, если они предусмотрены разными федеральными законами. К примеру, ликвидатор последствий чернобыльской катастрофы может получать вторую ЕДВ — по инвалидности, как ветеран боевых действий или по другим основаниям.

Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.

Чернобылец имеет право выбирать порядок предоставления каждой услуги в отдельности. Например, может получать компенсацию за проездной и санаторий, но получать бесплатные лекарства. В таком случае из ЕДВ будет удержано только 1011,64 руб. за предоставляемое лекарственное обеспечение.

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2023 года.

Решение о назначении или отказе в назначении ЕДВ принимается в течение 10 рабочих дней. Еще 5 дней предусмотрено для информирования заявителя о принятом по заявлению решении. При этом выплаты назначаются со дня подачи документов, но не ранее, чем возникло право на получение ЕДВ.

Доплата к пенсии ликвидаторам ЧАЭС в 2022 году

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

  • внеочередное зачисление и поступление в местный ВУЗ;
  • при утере кормильца во время возникновения аварии на ЧАЭС инвалидам-иждивенцам ежемесячно выплачивают 20 000 рублей;
  • оплата похорон отца или матери-ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы и др.
  • Оплата жилплощади в 50 процентов.
  • Право на улучшение жилищных условий.
  • Гражданина не имеют право повергнуть сокращению на рабочем месте.
  • 50 процентов оплаты коммунальных услуг.
  • Скидка на топливо в 50 процентов, предназначенное для отопления помещения.
  • Обслуживание без очереди в аптеках и поликлиниках.
  • Внеочередное участие в кооперативах жилищного строительства, возможность получить в первых рядах садовый участок или место в гаражном комплексе.
  • Без очереди в детские дошкольные учреждения, а также школьные и санаторные учреждения устраиваются дети чернобыльцев.
  • Первоочередное обеспечение местами в домах ветеранов, престарелых и инвалидов.
  • Жители могут получать медицинские услуги до наступления пенсионного возраста в тех медицинских центрах, за которыми они закреплены.
  • Трудоустройство на новом месте жительства после переезда без очереди. Кроме этого, за чернобыльцем сохраняется зарплата в течение 4 месяцев и непрерывный трудовой стаж.
  • Предоставление дополнительного отпуска по месту работы.

Люди, пострадавшие от радиации при взрыве атомной электростанции на Чернобыле и при содействии ликвидации последствий аварии, относятся к льготной категории граждан. В связи с этим им полагаются различные пособия и льготы. Давайте выясним, какие можно оформить компенсации Чернобыльцам за вред, причиненный их здоровью.

Юрист, к.ю.н. Юлия Севастьянова отметила, что у нее скорее негативное отношение к выводам КС. «За витиеватыми доводами относительного того, почему нет ничего предосудительного в том, что старшие внуки некоторых чернобыльцев получают соответствующие компенсации, которые были им назначены фактически в упрощенном режиме, а младшие должны доказывать факт радиоактивного облучения одного из родителей, по моему мнению, кроется банальная экономия бюджетных средств», – считает эксперт.

«Мне представляется, что именно в установлении причинно-следственной связи и будут возникать проблемы у граждан, претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1», – полагает эксперт. Марина Сомова предположила, что при новой редакции нормативного акта будет дифференцирован подход к категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение на его основании.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что Конституционный Суд РФ выявил ряд закономерностей, присущих российскому законодательству и свидетельствующих о слабой нормативно-правовой проработке при принятии спорного нормы. «Это, во-первых, правовая неоднозначность самой законодательной нормы, позволяющая ее толковать правоприменителю, с одной стороны, как обязывающую исполнительные органы выплачивать денежное пособие абсолютно всем потомкам любых ветеранов-чернобыльцев до достижения ими 18-летнего возраста, а с другой стороны, как обязывающую выплачивать такое пособие лишь потомкам тех из ветеранов-чернобыльцев, которые получили радиоактивное облучение», – пояснил эксперт.

КС разъяснил, что при реализации предписаний п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 – в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования – допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев. В связи с этим нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, постольку эти предписания противоречат Основному Закону.

Эксперт обратил внимание, что ветераны-чернобыльцы, имеющие подтвержденное радиационной воздействие, полученное в ходе ликвидации аварии, должны быть внесены в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр. «Поэтому ветеранам-чернобыльцам (или их наследникам) в интересах своих потомков необходимо добиваться внесения данных о себе в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр как лиц, получивших радиационное облучение, на основании медицинских документов или (при невозможности сейчас восстановить документы) в судебном порядке, в ходе установления факта, имеющего юридическое значение», – полагает Владислав Лапинский.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

В 2022 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Рекомендуем прочесть:  Откуда Перечисляются Декретные По Беременности И Родам 2022

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

  1. Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
  2. Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
  3. Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
  4. Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
  5. Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
  6. Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
  • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 135,73 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 67,88 руб.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.

    • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
    • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
    • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
    • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.

    Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 509-ФЗ)

    Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 444-ФЗ)

    Закон 2022 О Ликвидаторах Чаэс

    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

    Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

    Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

    При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

    На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

    Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 509-ФЗ)

    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • детям первого года жизни — 639,15 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 555,78 руб.

  • Дарья Александровна
    Оцените автора
    Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру