Кто Может Быть Оценщиков В Исполнительном Производстве

Как оспорить оценку имущества сделанную приставами и оценщиком в рамках исполнительного производства

Так, первая фабула заключается в том, что административный истец обратился в суд административным иском, ссылаясь на то, что в рамках исполнительного производства была проведена экспертиза по установлению рыночной стоимости принадлежащего ему недвижимого имущества (нежилых торгово-деловых помещений). Ознакомившись с отчетом об оценке, истец пришел к выводу, что отчет составлен с нарушениями законодательства (имеются противоречия с Федеральными стандартами оценки, которых должен придерживаться оценщик при оценке). Это, собственно, и послужило поводом для обращения в суд. В исковом заявлении истец потребовал признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о принятии результатов оценки, а так же признать отчет об оценке имущества недействительным; приостановить исполнительное производство; назначить судебную экспертизу по определению рыночной стоимости недвижимого имущества; обязать РОСП УФССП России по субъекту отозвать направленное в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества; установить стоимость нежилых помещений согласно стоимости, которая будет установлена отчетом судебной экспертизы.

Итак, судебный пристав-исполнитель, при необходимости оценки недвижимого имущества должника привлекает оценщика, который «входит» в исполнительное производство посредством издания постановления о привлечении специалиста оценщика. Предположим, что в действиях судебного пристава-исполнителя не имеется никаких нарушений: все исполнительные действия и прочие процедурные моменты выполняются им законно, стороны исполнительного производства оповещаются надлежащим образом в соответствующих случаях и т.д., одним словом — действия пристава не являются незаконными.

Участие специалистов в исполнительном производстве

В обязанности специалиста-оценщика в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» входит предоставлять по требованию заказчика документ о профессиональном образовании; сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц; не разглашать информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, и др.

3. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» играет важную роль в определении правового статуса специалиста, привлекаемого в исполнительное производство для оценки имущества должника. Согласно указанному Закону проведение независимой профессиональной оценки обязательно при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям при их продаже или ином отчуждении (ст. 8). Помимо обязательной оценки имущества, в законе определены понятие и субъекты оценочной деятельности, их права и обязанности, объекты оценки, основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления (на основании договора, с обязательным лицензированием и заключением договора страхования гражданской ответственности оценщиков, с составлением в письменной форме отчета и т.п.).

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

ЦИТАТА:«Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» (п. 1 ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»).

Первый подход.Исходя из того, что в рамках исполнительного производства заинтересованная сторона вправе оспорить в судебном порядке исключительно постановление судебного пристава-исполнителя, связанное с оценкой, у некоторых судов сложился подход, что оспаривать отчет оценщика посредством предъявления самостоятельного иска недопустимо. Суды исходят из того, что величина стоимости объекта оценки, определенная независимым оценщиком в рамках исполнительного производства в порядке, предусмотренном Законом «Об исполнительном производстве», носит рекомендательный характер и не является обязательной, в связи с чем, не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2022 по делу № А56-53054/2022;от 31.05.2022 по делу № А05-10229/2022). При этом суды в своих решениях ссылаются на Информационное Письмо ВАС № 92, в частности, на п. 1, который указывает, что даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Налога При Существующем Исполнительным Листом Будет Ли Налоговая Перечислять Половину Судебным Приставам?

Сам себе адвокат

В этом же законе имеется обширный перечень имущества при наличии которого у должника пристав обязан привлечь оценщика, частности для оценки недвижимого имущества, акций, драгоценностей, другого имущества, стоимость которого превышает тридцать тысяч рублей, вещей имеющих историческую, культурную ценность, коллекций и др.

В случае если цена арестованного имущества будет занижена, взыскатель недополучит причитающиеся ему денежные средства, должнику зачтется меньшая сумма, а в случае завышения цены имущество рискует быть не реализованным.

Как проходит оценка имущества должника в исполнительном производстве

Рассмотрим, какое имущество подлежит оцениванию, как и кем оно проводится. С какими проблемами может столкнуться кредитор или дебитор при некорректном результате установления стоимости объектов собственности или имущественных прав? Ниже обо всем по порядку.

Для того, чтобы выяснить стоимость акций, ценных бумаг, популярных на торгах, судебный пристав запрашивает курс у организаторов советующих бирж, а тариф на инвестиционные паи узнает от управления соответствующего фонда.

Оценка имущества должника

В первом случае взыскатель или должник в срок не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке имеют право оспорить в суде стоимость объекта оценки. В настоящее время нет единого мнения по поводу толкования нормы п. 3 ч. 4. Одни специалисты считают, что законодательство предусматривает возможность оспаривания стоимости объекта оценки путем предъявления иска к оценщику. Другие авторы полагают, что в судебном порядке может быть оспорено только постановление судебного пристава, в котором определена цена имущества.

Судебная практика идет по второму варианту. Например, в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС от 30.05.2022 № 92 указано, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.

Порядок обжалования отчета оценщика в рамках исполнительного производства

По моему мнению, такую пагубную практику следует искоренять путем разделения оснований и объема обстоятельств , которые следует оценивать при обжаловании со стороны должника результатов оценки. Так если должник оспаривает Постановление судебного пристава — исполнителя о принятии результатов оценки , то суд рассматривает в порядке Главы 24 АПК РФ законность постановления , а соответственно должен исследовать законность и полномочия лица , и отсутствия нарушения прав Должника (уведомление о принятии Постановления , о праве участвовать в проводимой оценке и т.д.) и не должен оценивать отчет на предмет его соответствии требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности . «, при этом статье 200 АПК РФ устанавливает срок 10 дней на рассмотрение такого заявления, если же Должник оспаривает отчет в рамках искового производства, то в случае выявления несоответствия отчета требованим законодательства он наделен правом на предъявления иска о взыскании убытков с оценщика и страховой организации. При этом процедура исполнительного производства не должны приостанавливаться.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 16.05.2022 года №27 пункт 5 разъясняется , что участник исполнительного производства имеет право обжаловать постановление судебного пристава — исполнителя , которым принимаются результаты оценки или отчет об определении рыночной стоимости имущества.

Учебник: Исполнительное производство

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, судебный пристав-исполнитель устанавливает путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы На Проезд В Общественном Транспорте Для Участников Боевых Действий В Самаре Какие Документы

Оценка арестованного имущества судебным приставом-исполнителем

  • 1) недвижимого имущества;
  • 2) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • 3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  • 4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  • 5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  • 6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • 7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.
  • — во избежание обращения в суд в случае, если в опись судебного пристава-исполнителя попало имущество третьих лиц, предъявите документы, подтверждающие права на имущество стороннего лица;
  • — если судебный пристав-исполнитель намерен наложить арест на имущество иного лица, находящееся у вас (к вам у него нет вопросов), требуйте предъявить такие документы, как: служебное удостоверение, постановление — о наложении ареста, определение суда, разрешающее арестовать такое имущество;
  • — судебный пристав-исполнитель не имеет полномочий согласовывать пользование имуществом, если в силу его свойств это приведет к уменьшению стоимости имущества; во избежание необходимости оспаривания в суде действий должностного лица при установлении режима хранения арестованного имущества нужно указать: «без права пользования».

Оценка в исполнительном производстве

2 октября 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (новая редакция). Переходными положениями датой вступления нового Закона в силу установлено 1 февраля 2022 г.
Изменения, внесенные в новый Закон, коснулись в том числе и порядка осуществления оценки имущества должника в исполнительном производстве.
Как известно, вопросы, связанные с оценкой имущества должника в рамках исполнительного производства, всегда вызывали повышенный интерес как со стороны научной общественности, так и со стороны практиков. Жаркие споры на данную тему развернулись и при обсуждении новой редакции законопроекта: как на этапе обсуждения в рабочих группах, так и на этапе согласования проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. Предлагались разные варианты решения, даже радикальные. Например, предлагалось вообще лишить судебного пристава-исполнителя всяких полномочий, связанных с оценкой имущества должника. То есть лишить права оценивать имущество без привлечения специалиста-оценщика и, более того, лишить его права привлекать независимого оценщика. Все эти права предлагалось передать специализированной организации, осуществляющей реализацию имущества должника. Подобные предложения были обоснованно отклонены.
В результате обобщения и анализа десятилетней практики применения норм Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», споров и конструктивной критики были сформулированы ряд новелл, призванных устранить существующие недостатки регулирования отношений, связанных с оценкой имущества должника в исполнительном производстве. К числу новшеств можно отнести, например, легализацию понятия «предварительная оценка»; предельную конкретизацию ситуаций, в которых судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста-оценщика; возможность обжалования не только постановления пристава об оценке, но и самого отчета оценщика (достоверность величины стоимости объекта оценки); право обжалования постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества не только в суд, но и в порядке подчиненности, вышестоящим должностным лицам Федеральной службы судебных приставов.

Кроме того, императивное правило о возможности привлечения для оценки арестованного имущества исключительно профессионального оценщика автоматически указывает на вид стоимости объекта оценки, который должен быть использован в данном случае. Напомним, что в п. 2 ст. 52 Закона 1997 г. (в отличие от п. 1) не содержится прямого указания на то, что в случаях, перечисленных в данной норме, оценка также производится по рыночным ценам. В связи с этим возникал вопрос: должен ли привлеченный специалист при оценке арестованного имущества устанавливать его рыночную стоимость или он может ориентироваться на иной вид стоимости (например, ликвидационную)? Одни авторы считали, что специалист-оценщик при оценке арестованного имущества не обязан учитывать рыночную стоимость (по их мнению, он может избрать за основу любой другой вид стоимости, в том числе и ликвидационную). Согласно другой позиции предлагалось ориентироваться на остаточную стоимость имущества. В соответствии с третьей точкой зрения специалист-оценщик при оценке арестованного имущества не вправе руководствоваться никакой иной стоимостью, кроме рыночной.

Рекомендуем прочесть:  Узнать Решение По Статусу Малоимущих

Порядок оценки имущества должника

В ситуации, когда оценку собственности должника выполняет судебный пристав без высококвалифицированного специалиста, то лица исполнительного производства могут ее опротестовать согласно нормативным актам либо оспорить в суде.

В Законе «Об исполнительном производстве» оценка имущества выполняется приставами и осуществляется по рыночной цене. В этом же нормативе существует широкий список имущества, при наличии которого исполнители обязаны задействовать специалиста для оценки имущества, драгоценностей, акций.

Проблемы оценки имущества должника в рамках исполнительного производства

Так, согласно выводам Второго арбитражного апелляционного суда, содержащимся в Постановлении от 19 марта 2022 г. по делу N А29-10183/2022 , законодательство прямо предусматривает возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете. Такой же вывод сформулирован в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2022 г. N Ф04-5398/2022(11013-А75-12) по делу N А75-3164/2022 , в котором суд указал, что ст. 85 Закона об исполнительном производстве 2022 г. предусматривает возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете (п. 3 ч. 4). Поскольку оценка имущества производилась оценочной компанией, а не судебным приставом-исполнителем, то, исходя из положений названной статьи Закона об исполнительном производстве, могла быть оспорена лишь оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании .

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Оценка имущества должника

Таким образом, оценочная деятельность по своей природе представляет собой проведение независимой оценки имущества, а независимая оценка, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, в формально-логическом смысле составляет содержание оценочной деятельности.

• Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Это видео недоступно

Как закрыть долги дебиторской задолженностью
В наше время многие задумываются, как закрыть долги, особенно остро стоит вопрос, если надо закрыть исполнительное производство. Ответ есть, как закрыть долги по исполнительному производству — купить дебиторскую задолженность. Многие удивятся, как можно погасить долг задолженностью. На торгах по банкротству можно миллионную дебиторскую задолженность купить за копейки.
00:05 На вебинаре, в рамках проекта Татьяны Коряновой “Инвесторантье”, прозвучал вопрос: какой дебиторкой можно закрыть свой долг?

Как проверить дебиторку для закрытия долга
01:17 Если дебиторка предприятия банкрота или у дебитора не определено местоположение предприятия, то нам она не подойдет, чтобы закрыть долги. Выбрав актив важно проверить
— по ИНН дебитора, чтобы он не был банкротом. На Федресурсе обязательно это проверяете. Часто бывает так, что предприятие ещё не объявленное банкротом, но находиться в стадии ликвидации.
02:23 Эту информацию судебные приставы проверяют. Поэтому зачесть такой дебиторкой ваш долг не получится.
— проверяем дебитора по ИНН на факт открытого исполнительного производства. Если у нашего дебитора много третьих лиц, которые требуют возмещения своих расходов, то нам этот дебитор, в принципе, для закрытия своих долгов может подойти, самое главное, чтобы предприятие было действующее и не было исключено из ЕГРПО.
— проверяем дебитора, нет ли у него исполнительного листа на сайте kad.arbitr.ru. Если есть исполнительные листы, тогда для закрытия наших долгов нам такая дебиторка тоже может подойти. Самое главное, чтобы на данный момент, когда мы покупаем, чтобы мы понимали, что у нас предприятие не банкрот и его можно найти.

Действия оценщика на стадиях исполнительного производства

4 Судебные приставы-исполнители для определения стоимости арестованного имущества в соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 64, ст. 85 N 229-ФЗ вправе привлекать специалистов, квалификация которых соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Специалисты оценочных организаций (далее — оценщик) для осуществления деятельности должны иметь действующий государственный контракт с Управлением на выполнение работ по оценке имущества в рамках исполнительного производства.

— В соответствии со ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ (ред. от 18.07.2022) «Об исполнительном производстве» время со дня вынесения постановления о назначении специалиста для оценки имущества до дня поступления в структурное подразделение Управления отчета или иного документа (заключения) о результатах его работы не включается в двухмесячный срок исполнительного производства.

Дарья Александровна
Оцените автора
Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру