Чернобальцаминвалидамбессрочное втек2022г

Содержание

Статья 29

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

  1. Транспортному налогу. Эта привилегия устанавливается региональными властями. Она распространяется в основном на одно транспортное средство. К тому же на некоторые виды ТС скидку не начисляют.
  2. Земельному налогу. Льгота равна 10 000 рублям, которые вычитаются из облагаемой сбором суммы. обязательное условие – право частной собственности на участок, бессрочное или пожизненное пользование.
  3. Имущественному налогу. В отличие от прошлых лет, когда инвалиды-чернобыльцы имели право не платить налог на все имущество, в 2022 году льготируется только один объект по выбору.
  4. НДФЛ. Стандартные послабления согласно ст. 218 НК РФ.

Члены семьи подпадают под действие законов. Если вдова находилась на иждивении супруга, то после его кончины она имеет право на льготную оплату коммунальных услуг (-50%) и пособие. Дети получают каждый месяц выплаты и льготы при поступлении на учебу в ВУЗы. Это правило касается и совершеннолетних до 25 лет, если обучаются на дневном факультете. Остальным пособие выплачивается до 18 лет. Внуки могут рассчитывать на преференции, если родители имеют статус ликвидаторов. Проживающие за пределами РФ имеют права и льготы на основании местного законодательства.

В зависимости от радиуса территории радиационного воздействия, на которой находился гражданин в момент аварии, определяется его статус льготника. Это связано с тем, что при удалении от реактора, сила облучения снижается. Те граждане, которые находились в непосредственной близости, получили максимальную дозу облучения. Если вследствие полученных повреждений организма присвоена категория инвалидности, то эти лица имеют привилегированное положение. Законодательством отмечены и утверждены 4 зоны, определяемые ст. 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.

Привилегированные категории обеспечиваются целым рядом преференций, гарантированных российским законодательством. Льготы гражданам, причастным к аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, регулирует закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. Список преференций утверждается в зависимости от определенных условий и степени проблем.

  • скидка на оплату услуг коммунальщиков и квартплату в размере 50%;
  • улучшение жилищных условий;
  • невозможность увольнения без особо важных причин;
  • оформление в гаражный или строительный кооператив без очереди;
  • внеочередное оформление земли для строительства жилья;
  • внеочередное медицинское обслуживание.

Повышение ЕДВ с 1 января 2022: на 8% или больше? ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и другим льготникам, полная информация

Но стоит заметить, что решение о точных параметрах индексации определяет Правительство РФ, глава которого подписывает соответствующее Постановление. При этом коэффициент индексации будет утвержден на основании окончательных данных Росстата относительно инфляции по итогам предыдущего года. То есть ЕДВ с 1 февраля 2022 года проиндексируют по инфляции 2022.

Законом установлена обязательная индексация ежемесячных выплат федеральным льготникам. Повышение размера ЕДВ происходит ежегодно с 1 февраля, когда сумму выплаты увеличивают в соответствии с индексом роста потребительских цен, то есть по инфляции. В результате индексации прибавку к ЕДВ начисляют более 60 категориям граждан РФ: ветеранам боевых действий (ВБД), детям-инвалидам, инвалидам 1, 2 и 3 группы, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации (чернобыльцам) и в результате других техногенных катастроф, инвалидам войны, участникам ВОВ и другим льготникам.

Каждая из этих льгот имеет свой денежный эквивалент, который удерживается из размера ЕДВ в случае, если льготник пользуется соцпакетом. Этот денежный эквивалент также индексируется ежегодно с 1 февраля. Стоимость НСУ в 2022 году до и после плановой индексации приведена в таблице:

Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.

При подготовке проекта бюджета ПФР были предусмотрены денежные средства, необходимые для индексации ЕДВ с 1 февраля 2022 года на 5,8%. Именно такой уровень инфляции прогнозировало Минэкономразвития во время разработки законопроекта. Однако уже сейчас очевидно, что фактически инфляция будет гораздо выше. То же Минэкономразвития уже пересмотрело свой прогноз и ожидает ИПЦ по итогам года на уровне 7,97%.

  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.

После обращения и предоставления необходимого перечня документов в течение 15 рабочих дней орган назначит причитающуюся выплату. Ежемесячная выплата чернобыльцам предоставляется бессрочно, но при необходимости переосвидетельствовать категорию инвалидности следует обратиться за ней повторно.

  1. Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
  2. Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
  3. Имущественный сбор. Льгота введена в 2022 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
  4. НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
  • при наличии лучевой болезни от последствий катастрофы – 2227,55 руб.;
  • инвалиды – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1986-1987 годах – 2782,67 руб.;
  • ликвидаторы в 1988-1990 годах – 2227,55 руб.;
  • эвакуированные в 1986 году с пораженной территории – 2227,55 руб.;
  • проживающие в г. Чернобыль – 556,88 руб.;
  • имеющие льготный статус в зоне проживания – 556,88 руб.;
  • дети, родившиеся после облучения одного из родителей – 1391,34 руб.;
  • дети, ставшие инвалидами от последствий облучения – 2786,67 руб.;
  • дети, проживающие на территории со льготным статусом – 836,24 руб.;
  • служащие ОВД, которые получили заболевания после радиации – 2227,55 руб.
Рекомендуем прочесть:  Льготы Для Многодетных На Сапсан Спб Москва

Полный перечень заболеваний для бессрочной инвалидности с 1 января 2022 года — последние новости и изменения

«Без указания срока переосвидетельствования при наличии определенных заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и так далее, а также в случае невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина и так далее».

Больные же люди зачастую проходят ни один круг ада, прежде чем докажут, что их состояние не позволяет им вести нормальный образ жизни, а они сами вправе получить причитающуюся им помощь от государства. Все бы ничего, но такой кошмар повторяется ежегодно или каждые пять лет.

  • на переосвидетельствовании в течение 2-х лет после первичного признания инвалидом — при наличии определенных заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма;
  • на переосвидетельствовании в течение 4-х лет после первичного признания инвалидом (включая категорию «ребенок-инвалид») — в случае невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности;
  • при первичном признании инвалидом по аналогичным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных до направления гражданина на освидетельствование.

В нашей стране стоит острая проблема с установлением статуса инвалидности для граждан. Порой получается так, что сами члены комиссии, которые принимают решение о назначении той или иной группы инвалидности, должны выплачивать компенсации из собственного кармана гражданам с инвалидностью и обеспечивать их средствами реабилитации.

«Без указания срока переосвидетельствования при наличии определенных заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений и так далее, а также в случае невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина и так далее».

Чтобы определить, продлят ли инвалидность автоматически на 6 месяцев или нет, нужно сначала посмотреть на дату очередного освидетельствования, указанную в справке из бюро МСЭ. Если дата переосвидетельствования попадает в период действия временного порядка, тогда группа будет автоматически продлена на полгода.

  • Если гражданин впервые обращается за оформлением инвалидности, ему не придется самостоятельно собирать все справки и лично обращаться в бюро МСЭ. Все медицинские документы, заключения, а также направление на освидетельствование в бюро МСЭ отправит медицинская организация (поликлиника).
  • Если гражданин уже признан инвалидом, и ему требуется только продлить группу, проходить врачей и медицинские обследования не нужно. Обращаться в МСЭ за продлением тоже не надо — группу продлят автоматически на 6 месяцев относительно ранее установленных сроков.

Первичное оформление, а также продление ранее установленной группы инвалидности в 2022 году будет происходить по упрощенному порядку. Так, до 1 июля 2022 года действуют временные правила проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) — их ввели еще с 01.03.2022 г., а затем регулярно продлевали. После этого, то есть после 1 июля 2022 года, Минтруд планирует ввести постоянный порядок упрощенного установления и продления инвалидности.

Если состояние здоровья человека ухудшилось, и он имеет право на более высокую группу инвалидности (например, может перейти с 3 на 2-ую группу), имеет смысл пройти все необходимые медицинские обследования и подать документы на переосвидетельствование. В этом случае тоже можно воспользоваться правом на заочное прохождение МСЭ, то есть без личного визита.

Процедура установления и продления ранее присвоенной группы инвалидности в период до 1 июля 2022 года включительно регламентируется Временным порядком признания лица инвалидом. Он утвержден Постановлением Правительства № 1697 от 16.10.2022 г. Документ устанавливает заочное проведение медико-социальной экспертизы, то есть без личного участия гражданина.

Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г

ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

Решение о предоставлении пособия и компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке;

В случае непредставления инвалидом или нетрудоспособным иждивенцем (их законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о компенсации, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), предусмотренного абзацем восьмым настоящего пункта, уведомляет об этом инвалида или нетрудоспособного иждивенца (их законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным инвалидом или нетрудоспособным иждивенцем (их законным представителем) в заявлении о компенсации.

Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность получателя (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

  • с 1 января 2022 года должен вступить в силу закон, разрешающий оформление пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке. Как только Пенсионный фонд получит данные из Федерального реестра инвалидов о том, что гражданину установлена группа инвалидности, он автоматически назначит ему пенсию – человеку придется только указать, на какой счет ее получать;
  • с 1 января 2022 года будут повышены страховые пенсии, в том числе по инвалидности. Пока утверждена индексация на 5,9% – на них вырастут и стоимость пенсионных баллов, и фиксированная выплата к пенсии (которую инвалиды I группы получают в повышенном размере);
  • с 1 февраля 2022 года вырастут суммы ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и стоимость набора социальных услуг (НСУ), пока – на 5,8%. То есть, инвалид II группы будет получать 3088,32 рублей в месяц с учетом НСУ вместо 2919,02 рублей, и т.д.;
  • с 1 апреля 2022 года вырастут социальные пенсии по инвалидности – на 7,7%. Их получают те, кто получил группу инвалидности, не отработав ни одного дня.

Люди, у которых есть стойкие нарушения здоровья с расстройством функций организма, которые при этом ограничивают жизнедеятельность человека (и он начинает нуждаться в помощи), вправе оформить инвалидность. Статус инвалида в России дает право на некоторые преференции – это право на пенсию по инвалидности и доплаты к ней, возможность получать лекарства и санаторно-курортное лечение, возможность трудоустроиться по квоте и т.д.

  • чтобы отправить пациента на МСЭ в первый раз, достаточно тех данных, которые уже есть в медучреждении – будут действовать результаты обследований, сделанные в последние 12 месяцев;
  • получив направление, бюро МСЭ выносит решение, основываясь на данных из этого направления;
  • если срок переосвидетельствования подошел (в период действия временного порядка), инвалидность продлевается автоматически на 6 месяцев;
  • если ребенку-инвалиду исполняется 18 лет, бюро МСЭ устанавливает ему соответствующую группу инвалидности на срок в 6 месяцев;
  • никаких согласий или заявлений от гражданина не нужно – инвалидность продлевается автоматически. Бюро МСЭ должно сделать это не позднее чем за 3 дня до истечения статуса инвалида;
  • после продления инвалидности человек получает справку (и индивидуальную программу реабилитации) по почте заказным письмом;
  • все данные передаются в Пенсионный фонд, который размещает их в Федеральном реестре инвалидов (ФРИ).

За последний год для людей в России было принято несколько новых нормативных актов, призванных сделать проще жизнь людям с инвалидностью. Например, с 1 июля прошлого года им не нужно получать разрешение на бесплатную парковку или получать знак «Инвалид» в бюро МСЭ – теперь все данные проверяются сразу в федеральном реестре инвалидов (хотя для этого и нужно хотя бы раз посетить МФЦ).

С самого начала пандемии правительство ввело временный порядок установления и продления инвалидности, а из-за новых волн коронавируса этот порядок постоянно продлевается. Сейчас он действует до 2022 года, и предлагает людям с инвалидностью действительно удобный механизм для продления статуса. Как он работает и когда все это закончится – рассказываем в нашем материале.

Рекомендуем прочесть:  Инструкция 209н Статья 310 Или 340

Право на пенсионные выплаты связанные с рассматриваемой катастрофой возникает также у нетрудоспособных лиц – членов семей указанных претендентов. Если это – дедушка или бабушка ликвидатора ЧС или пострадавшего от него – у них должен отсутствовать иной доход и с ними не проживает работающий гражданин.

Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.

Люди, пострадавшие от радиации при взрыве атомной электростанции на Чернобыле и при содействии ликвидации последствий аварии, относятся к льготной категории граждан. В связи с этим им полагаются различные пособия и льготы. Давайте выясним, какие можно оформить компенсации Чернобыльцам за вред, причиненный их здоровью.

  • военнослужащие, ставшие инвалидами из-за военной травмы;
  • члены семей погибших на службе военных;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • блокадники Ленинграда;
  • чернобыльцы и другие пострадавшие в радиационных и техногенных авариях;
  • летчики-испытатели и космонавты.

Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).

Индексация ЕДВ и НСУ ветеранам боевых действий и чернобыльцам с 1 февраля 2022 года: таблицы с новыми суммами выплат

При этом ветеран боевых действий может не полностью, а частично отказаться от соцпакета — выбрать, какие услуги в натуральной форме ему нужны, а вместо каких лучше получать денежную компенсацию. В этом случае из полной суммы ЕДВ будут вычитать денежный эквивалент тех услуг, которые оказываются в натуральном виде.

В льготы ветеранам боевых действий в Чечне и в иных регионах, которые установлены правительством через внесение изменений в октябре 2012 года в ФЗ «О ветеранах», вошли дотации на получение ипотеки, а также жилья, купленного средствами из федерального бюджета, и оплату ЖКХ в Москве и иных российских населённых пунктах.

  • Если гражданин отказывается от НСУ, ему выплачивают полную сумму ЕДВ, установленную для соответствующей льготной категории.
  • Если льготник частично или полностью получает услуги, включенные в набор, их денежный эквивалент удерживают из базовой суммы выплаты.

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

В этой статье Вы узнаете самые последние новости из Госдумы о повышении ЕДВ ветеранам боевых действий в 2022 году, размере индексации выплат ветеранам боевых действий, а также чернобыльцам и другим категориям граждан, пострадавших в результате воздействия радиации с 1 февраля 2022 года, увидите, какая будет новая сумма ЕДВ и НСУ.

Как оформить инвалидность после изменений 2022 года

  1. Установление диагноза в медицинском учреждении.
  2. Медорганизация самостоятельно направляет документы на МСЭ.
  3. Пациента вызывают для прохождения комиссии.
  4. Документы с результатами и установленной группой направляют в ПФР для назначения пенсии.

В действующих НПА отражено, какие новые правила в 2022 году при получении группы инвалидности выполняют медорганизации, МСЭ и Пенсионный фонд. Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданном гражданину впервые, указывает сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, отражающих:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.

  • согласие лица в письменной форме на проведение МСЭ;
  • удостоверение личности или его заверенная копия;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя (если обращение происходит через представителя);
  • направление на МСЭ или справка об отказе в таком направлении;
  • заявление о проведении МСЭ (при выдаче гражданину справки об отказе в направлении на МСЭ);
  • медицинские документы, которые дают возможность установить причины инвалидности;
  • медицинские документы для определения степени утраты способности к труду;
  • заключение врачебной комиссии медорганизации, подтверждающее, что по состоянию здоровья гражданин не в состоянии явиться в бюро МСЭ, в связи с чем ему требуется МСЭ на дому.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

По ее мнению, то же самое произошло в рассматриваемом деле, так как закон не предполагал снижения компенсации чернобыльцам, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 г. Юлия Севастьянова считает, что постановление КС РФ станет важным подспорьем для иных чернобыльцев, оказавшихся в аналогичной ситуации. «Однако не секрет, что суды общей юрисдикции не всегда спешат применять и претворять в жизнь практику КС РФ. Поэтому многое будет зависеть от того, как будет пересмотрено дело заявителя, который пока что добился справедливости только в Конституционном Суде», – отметила Юлия Севастьянова.

В 1997 г. он был признан инвалидом III группы вследствие чернобыльской катастрофы с утратой 60% профессиональной трудоспособности. В 1998 г. в связи с ухудшением течения заболевания он был направлен на досрочное переосвидетельствование, по результатам которого ему установили инвалидность II группы с утратой 90% профессиональной трудоспособности сроком на 5 лет. В 2003 и 2008 гг. наличие у него инвалидности данной группы было подтверждено, при этом освидетельствование в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности не проводилось и, соответственно, степень утраты трудоспособности не изменялась.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд указал, что гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты За Рождение3-Его Ребенка В Бурятии

Конституционный Суд подчеркнул, что законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, предоставил равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 г.

Адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова подчеркнула, что рассматриваемое постановление является революционным, так как защищает права инвалидов-чернобыльцев, которые получили группу инвалидности до 15 февраля 2001 г. и которым инвалидность была установлена на определенный срок.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

1.1. Конституционность названных законоположений оспаривается гражданином А.Я. Сизовым, который в 1987 году принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а в 1997 году был признан инвалидом III группы вследствие чернобыльской катастрофы с утратой 60 процентов профессиональной трудоспособности. В 1998 году в связи с ухудшением течения заболевания он был направлен на досрочное переосвидетельствование, по результатам которого ему была установлена инвалидность II группы с утратой 90 процентов профессиональной трудоспособности сроком на пять лет. В 2003 и 2008 годах наличие у него инвалидности данной группы было подтверждено, при этом освидетельствование в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности не проводилось и, соответственно, степень утраты трудоспособности не изменялась.

Если же инвалидность была установлена на определенный срок, то при очередном переосвидетельствовании учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием соответствующих классификаций и критериев (статьи 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») может быть принято решение об отказе в подтверждении инвалидности либо об изменении группы инвалидности.

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также изложивший ее в действующей редакции пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусматривают, что гражданам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, она выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда, как того требуют статьи 19, 42 и 55 Конституции Российской Федерации.

Данный Закон — исходя из того, что факт установления инвалидности таким лицам однозначно свидетельствует о причинении вреда их здоровью, — выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (пункт 2 части первой статьи 13), и гарантирует им социальную защиту путем предоставления различных видов денежных выплат (ежемесячной денежной выплаты; компенсаций за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования (статьи 14, 27.1, 29 и 39), с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 1 июля 2022 года N 20-П).

Во-первых, радостная новость: пенсионеры, которые получают пенсию на почте 8 числа каждого месяца, в марте из-за праздника смогут получить деньги досрочно. Как ранее сообщал ФАН со ссылкой на Пенсионный фонд России (ПФР), 6 марта деньги получат пенсионеры, которые получают пенсию 8 числа. В почтовых отделениях, которые работают по пятидневному графику, 6 марта можно будет также получить деньги за 9 число. В некоторых почтовых отделениях 6 марта пенсию будут выдавать тем, кто получает деньги 5, 6, 7 и 8 числа каждого месяца.

Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность работника установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

  1. Чернобыльским сертификатом, дающим право на улучшение условий проживания.
  2. 50-ти процентной скидкой на ежемесячно оплачиваемые коммунальные услуги (газ, вода, электроэнергия, отопление). Если гражданин, располагающий льготой, проживает в местности, где отсутствует централизованное отопление, то полагающуюся привилегию можно использовать в отношении приобретаемого топлива.
  3. Преимущественным трудоустройством. Вступает в силу при проведении сокращения штатных единиц и не зависит от продолжительности трудового стажа.
  4. Правом вступить вне очереди в жилищно-строительный, садоводческий или гаражно-строительный кооператив.
  5. Внеочередным предоставлением земельных территорий, используемых для индивидуального строительства.
  6. Врачебной помощью и обслуживанием в аптеке без очереди.
  7. Правом приобрести садовый домик без ожидания.
  8. Внеочередным трудоустройством, ежедневными выплатами на питание ребенка в дошкольном, санитарном или лечебном учреждении. Кстати, средний заработок в отношении данной категории граждан сохраняется в течение 4-х месяцев.

13. Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).

  • переселенным из зоны отселения, пенсионный возраст уменьшается на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности (при наличии трудового стажа не менее 5 лет);
  • постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, пенсионный возраст уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на указанной территории, но не более чем на 5 лет в общей сложности;
  • постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсионный возраст уменьшается на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на указанной территории, но не более чем на три года в общей сложности;
  • постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы пенсионный возраст уменьшается на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы на указанной территории, но не более чем на 7 лет в общей сложности;
  • занятым на работах в зоне отселения, не проживающим в этой зоне, пенсионный возраст уменьшается на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год работы на указанной территории, но не более чем на 7 лет в общей сложности;
  • выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение пенсионный возраст уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания на указанной территории до переезда на новое место жительства, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Дарья Александровна
Оцените автора
Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру