Закон О Ликвидатороы На Чернобольской Аэс Ред От 12112022

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

  • Раздел I. Общие положения (ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Цели и задачи Закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки
    • Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 5. Финансирование Закона
    • Статья 5.1. Порядок предоставления гражданам отдельных мер социальной поддержки
    • Статья 6. Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел II. Режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 7 — 12)
    • Статья 7. Зоны радиоактивного загрязнения
    • Статья 8. Зона отчуждения
    • Статья 9. Зона отселения.
    • Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
    • Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 12. Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13 — 28)
    • Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 16. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отчуждения
    • Статья 17. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 18. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 20. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 21. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 22. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 23. Порядок прохождения военной службы (службы) гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Социальные гарантии военнослужащим
    • Статья 24. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 24.1. Национальный радиационно-эпидемиологический регистр
    • Статья 25. Меры социальной поддержки детей и подростков
    • Статья 26. О дополнительных льготах, не предусмотренных настоящим Законом
    • Статья 27. О возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения
    • Статья 27.1. Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 28. (утратила силу)
  • Раздел IV. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (ст. 28.1 — 38)
    • Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
    • Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения
    • Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 38. (утратила силу)
  • Раздел V. Компенсации гражданам за ущерб, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы (ст. 39 — 42.1)
    • Статья 39. Компенсация за вред здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 40. Компенсация за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 41. Компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 42. Выплаты компенсаций гражданам за вред, нанесенный их здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям за потерю кормильца
    • Статья 42.1. Обеспечение размещения информации о назначении и осуществлении возмещения вреда и мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • Раздел VI. Права предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в связи с чернобыльской катастрофой (ст. 43 — 46)
    • Статья 43. Права предприятий, учреждений и организаций в связи с чернобыльской катастрофой
    • Статья 44. Права общественных объединений
    • Статья 45. Гарантии гражданам и юридическим лицам при осуществлении ими защитных мероприятий на загрязненной территории
    • Статья 46. Права граждан и общественных объединений Российской Федерации на информацию о чернобыльской катастрофе
  • Раздел VII. Контроль за исполнением и ответственность за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства (ст. 47 — 49)
    • Статья 47. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 49. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам — инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты

18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 18 июля, 5 декабря 2006 г., 1, 8 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 4 июня, 11 июля, 16, 30 ноября 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 4 октября, 22 декабря 2022 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2022 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2022 г., 29 июля, 30 октября 2022 г., 7 марта, 4 июня, 29 июля, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2022 г., 2 декабря 2022 г., 24 апреля 2022 г., 5 апреля, 26 мая, 6 декабря 2022 г.

Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

  • эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
  • проживавшим в 1949–1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), или свыше 35 сЗв (бэр);
  • добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв.
  • заявление о выдаче удостоверения (участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом);
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства в Москве;
  • фотография размером 3х4 см;
  • доверенность в случае обращения законного представителя заявителя.
  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  • гражданам, постоянно работающим на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Рекомендуем прочесть:  Косгу Питания Участников Семинара

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), — см. предыдущую редакцию).

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27_1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7-9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

Военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на действительной срочной военной службе), проходящие службу в указанных зонах, имеют право на замену места военной службы в установленном порядке и бронирование жилой площади по прежнему месту службы.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;

В зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне с льготным социально-экономическим статусом прохождение военной службы (службы) осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При этом лица сержантского и рядового состава, проходящие действительную срочную военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно.

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет;

Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
  1. Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
  2. Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
  3. Имущественный сбор. Льгота введена в 2022 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
  4. НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
Рекомендуем прочесть:  Как Получить Паспорт В День Рождения 14 Лет

В число льготников входят и члены семьи пострадавшего, у которых была обнаружена лучевая болезнь. Их принадлежность к категории чернобыльцев обусловлена изменением условий и качества жизни вследствие того, что им приходилось находиться и жить на одной территории с получившим дозу облучения.

При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.

Государство старается помочь гражданам, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В льготную категорию попадают так называемые «чернобыльцы», для которых предусмотрено получение различных выплат и льгот. Чтобы оформить указанный статус, необходимо знать, куда обращаться и какой пакет документов нужно предоставить. Разберем последние новости льгот и выплат чернобыльцам в 2022 году.

Доплата к пенсии ликвидаторам ЧАЭС в 2022 году

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек, еще 19 смертей с 1987 по 2004 год можно отнести к её прямым последствиям. Высокие дозы облучения получили аварийные работники и ликвидаторы. Это с определенной степенью вероятности может послужить причиной 4000 дополнительных смертей от отдалённых последствий облучения.

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Какие льготы пенсионерам и Чернобыльцам в 2022 году

По с словам экспертов изначально, при подготовке бюджета Пенсионного фонда России на 2022-2024 годы, было заложено, что повышение пенсий неработающих пенсионеров в 2022 году составит 5,9%. В 2023-м предполагается, что пенсии должны вырасти на 5,6%, в 2024-м — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году должен составить более 17 тысяч рублей, в 2023-м — около 18 тысяч, в 2024-м — более 18,7 тысячи.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

Льготы ликвидаторам чернобыльской АЭС 1988 1989 г по ЖКХ в 2022 году

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 509-ФЗ)

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
  • Согласно медицинских назначений предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение для профилактики заболеваний;
  • Выделение необходимых лекарственныхпрепаратов;
  • Бесплатный проезд в обе стороны на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте до пункта прохождения лечения.

Согласно законодательству России, детям Чернобыльцев и их вдовам положено право на сохранение за ними определенных льгот.
Россия до сих пор несет ответственность перед пострадавшими в этой страшной трагедии. Наравне с нашим государством льготы потерпевшим предусмотрены также на Украине, в Казахстане и Белоруссии.

Рекомендуем прочесть:  Как Изменить Ипотечную Ставку В Сбербанке При Рождении 2 Ребенка В 2022 Году

Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.

Правительство реализует здесь особые экономические и экологические программы, направленные на повышение уровня жизни населения Внимание: во всех зонах ведется постоянный мониторинг уровня радиации. По результатам принимается решение об изменении категории отдельных районов и переводе в иную зону (с большей или меньшей опасностью для здоровья людей).

  • получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания из-за аварии — 2 162,67 руб.,
  • инвалидам вследствие аварии — 2 701,62 руб.,
  • ликвидаторам, получившим сверхнормативные дозы облучения — 2 701,62 руб.,
  • прочим ликвидаторам — 2 162,67 руб.,
  • эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 году — 2 162,67 руб.,
  • проживающим в зоне проживания — 540,66 руб.,
  • детям и подросткам, которые проживают в зоне отселения и зоне проживания, а также эвакуированным — 1 350,82 руб.,
  • детям и подросткам, которые стали инвалидами из-за последствий аварии — 2 701,62 руб.,
  • детям и подросткам, которые страдают заболеваниями из-за последствий аварии — 2 162,67 руб.,
  • детям и подросткам, которые проживают в зоне с льготным социально-экономическим статусом — 811,88 руб.,
  • рабочим и служащим (включая военнослужащих, МВД, МЧС), которые стали инвалидами из-за работы в месте аварии — 2 701,62 руб.,
  • рабочим и служащим, которые получили заболевание из-за работы на месте аварии — 2 162,67 руб.

Новое в законе о чернобыльцах на 2022 2022г

Преференции положены гражданам, которые принимали участие в ликвидации катастрофы и устранении ее последствий, лицам, находящимся на территории с высоким радиационным фоном, получившим инвалидность в результате ЧС, и гражданам, выселенным с территорий отчуждения и отселения.

Прежде чем перейти к рассмотрению выплат, полагающихся семье чернобыльца, в которой появился ребенок, уточним несколько моментов, влияющих на размер пособий и возможность их оформления. В настоящее время выделяют 3 особые зоны, жителям которых полагается разный набор льгот и выплат:

Более того, Владимир Назаров, являющийся директором НИФИ Минфина заявил, что, возможно, за счет повышения в среднем по стране пенсионного возраста ежегодная индексация пенсий ликвидаторам ЧАЭС, а также проживающему в прилегающих района населению, увеличится вдвое.

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, вследствие чего многие граждане были подвержены пагубному влиянию выброшенных радиоактивных веществ. Государством был принят закон, согласно которому граждане, подвергнутые такому влиянию имеют право защищать свои интересы и права, а также закон оказывает социальную защиту и поддержку гражданам и лицам, участвовавшим в ликвидации катастрофы.

Ошибка: Работодатель уменьшил величину пособий для женщин, проживающих на территориях, загрязненных после аварии на ЧАЭС, после вступления в силу изменений порядка выплат пособий по уходу за ребенком (с 1 июля 2022 года). Изменения коснулись всех сотрудниц, которые подали заявления на выплаты после 1 июля 2022 года и до этой даты.

— Потенциальную дозу внешнего излучения и поступление радионуклидов в организм во время аварии предвидеть невозможно (пункт 4.6, НРБ-72/87) следовательно, время выполнения работы и результат были ограничены превышением установленных дозовых пределов (пункт 4.9, НРБ-72/87). Фактически же, были значительно превышены все предельно допустимые нормативы по содержанию вредных веществ на рабочих местах и полученным дозам внешнего и внутреннего облучения.

Понятно, что опасный труд, в условиях вынужденного и значительно превышающего приемлемый уровень риска жизни и здоровью граждан, являлся в данном случае жизненно необходимым для функционирования государства и общества, обеспечения качества жизни остальных членов общества. Но тогда для указанной категории граждан, подвергающихся высокому риску, требовалось предусмотреть стабильные социально-экономические компенсации дополнительных факторов риска, связанных с ним таких значимых факторов, как потеря здоровья, потеря финансовой и экономической стабильности.

В качестве такой организации – юридического лица, стационарно расположенного в зоне аварии с момента аварии и до 1 ноября 1986 года являлась Чернобыльская АЭС. С 1 ноября 1986 все функции единого руководства работами, проводимыми на Чернобыльской АЭС были переданы вновь образованному ПО «Комбинат».

И если работников специализированных организаций, при соблюдении норм трудового права и норм радиационной безопасности можно было привлечь к работе, то неспециализированные организации, в рамках действующего законодательства (ст. 12 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, ст. 24 КЗОТ РСФСР), выполнять радиационно-опасные работы силами своего персонала не имели права.

Сложившаяся в результате аварии радиационная обстановка значительно превышала допустимые уровни воздействия на работавших в зоне аварии а также возможности применявшихся в то время средств радиационного и индивидуального дозиметрического контроля. Средствами ИДК был обеспечен только персонал, работавший в зоне строгого режима (около 30%). Необходимость проведения неотложных аварийных работ и скорейшего начала ЛПА обусловила, или практически полное отсутствие индивидуального дозиметрического контроля, или его наличие с эпизодически-оперативным характером. В связи с этим дозы, полученные персоналом в первые, наиболее опасные с точки зрения облучения дни, остались неизвестными. Индивидуальные дозы, полученные военными ликвидаторами, не были достоверно определены и в более поздние сроки.

Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  1. Пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы:
    • получившие облучение и перенесшие лучевую болезнь, а также другие заболевания в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или при работах по ликвидации этой катастрофы;
    • получившие инвалидность в связи с чернобыльской катастрофой, в том числе участвовавшие в ликвидации последствий; эвакуированные из зон отчуждения и отселения; получившие инвалидность из-за донорства костного мозга для спасения пострадавших на ЧАЭС;
    • участвовавшие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; проходившие службу в зоне отчуждения, работавшие на объекте «Укрытие», медики, получившие сверхнормативные дозы облучения;
    • занятые на работах в зоне отчуждения, постоянно проживающие или работающие на территории зоны отселения, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, занятые на работах в зоне отселения;
    • добровольно выехавшие на новое место жительства из зоны отселения после 1986 года;
    • военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, МЧС, которые проходили или проходят военную службу в зонах отчуждения, отселения или зонах с льготным социально-экономическим статусом;
  2. Пострадавшие в результате радиационного заражения на ПО «Маяк»:
    • принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» и в проведении защитных работ вдоль реки Теча в 1949-1962 годах;
    • эвакуированные или добровольно выехавшие из населенных пунктов, которые подверглись радиоактивному загрязнению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
    • проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за сброса отходов в реку Теча;
    • проживающие в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
  3. Проживавшие в 1949-1953 в населенных пунктах, подвергавшихся радиационному заражению в результате испытаний на Семипалатинском полигоне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2022 году сумма равна 1075,19 рублей).

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

2. Участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона, и участникам ликвидации других радиационных аварий, указанным в подпунктах 3.1 — 3.4 пункта 3 статьи 13 настоящего Закона, пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

5. Закон Республики Беларусь от 4 июня 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 55, 2/774).

2.2. преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с предоставлением иногородним общежития на время учебы. Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития;

дети граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, — дети, родившиеся после участия хотя бы одного из родителей в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий либо после отнесения хотя бы одного из родителей к категории потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

1.6. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

Дарья Александровна
Оцените автора
Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру