Имеют Ли Право Условно Осуждённого Поставить На Учёт В Нареологический Диспасерь

Содержание

Лекция Понятие уголовно-исполнительного права

В отношении условно осужденных военнослужа­щих контроль осуществляется командованием их во­инских частей. При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

Под контролем в широком смысле (социальный контроль) понимается процесс оказания определен­ного воздействия на личность с целью организации ее деятельности в рамках установленных правил. В связи с этим контроль в отношении условно осужденных нельзя отождествлять только с деятельностью спе­циализированных государственных органов — уго­ловно-исправительных инспекций по учету и регист­рации совершаемых осужденными правонарушений. Контроль за поведением условно осужденных пред­ставляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденного определенных ограничений (обязанностей), а с другой — в применении к осужденным комплекса профилактических и воспитательных мер.

Имеют Ли Право Условно Осуждённого Поставить На Учёт В Нареологический Диспасерь

Общество уважает Вас и надеется на раскаяние в содеянном и возвращение к нормальной жизни, которая не противоречит закону и человеческой совести.
Ваше исправление — это Ваше стремление принять оказываемую помощь, это готовность выполнять все законные распоряжения и требования сотрудников служб пробации (далее — СП).
Вы нужны своей семье, близким, детям, и у Вас есть возможность доказать, достойны ли Вы их.
Успех во всем этом — это Ваше благополучие, скорейшее освобождение от наказания и судимости, и в дальнейшем спокойная жизнь.
Сотрудники СП Комитета УИС Министерства внутренних дел Республики Казахстан, для Вашего исправления и возвращения в общество готовы Вам оказать необходимую помощь и проявить участие в Вашей судьбе.
Принятие поддержки со стороны общества и сотрудников СП не исключает Ваших усилий и труда.
Суд счел возможным Ваше исправления без изоляции от общества и Вы должны оправдать доверие оказанное Вам.
Для того чтобы отбывание наказания не было для Вас тяжелым бременем Вы должны:
• добросовестно выполнять все обязанности возложенные на Вас судом при назначении наказания;
• постоянно взаимодействовать с сотрудником СП, который будет помогать Вам;
• периодически являться по вызову в СП и держать сотрудника СП в курсе относительно имеющихся личных, семейных, бытовых и иных проблем;
• выполнять законные требования (указания) сотрудника СП, который действует не только в интересах государства и общества, но и в Ваших интересах.
Основание исполнения наказания.
Основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия являются приговор или постановление суда, вступившие в законную силу, акт об амнистии и его применении, акт о помиловании (ст.6 УИК РК).
Срок пробационного контроля исчисляется со дня постановки лица, осужденного условно, на учет службы пробации.
Срок отбывания наказания в виде ограничения свободы исчисляется со дня принятия вступившего в законную силу приговора суда к исполнению службой пробации. По истечении срока пробационного контроль за Вашим поведением прекращается, и Вы снимаетесь с учета СП.
Осуществляющие пробационный контроль за лицами, осужденные условно.
Контроль за Вашим поведением в течение испытательного срока осуществляется СП по Вашему месту жительства(ст. 174 УИК РК).
СП осуществляют персональный учет осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников органов внутренних дел соблюдение Вами общественного порядка.
Пробационный контроль за осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, осуществляется службой пробации по месту его жительства.
Ваши права.
Информация о Ваших правах и обязанностях в устном или письменном виде должна быть доведена до Вас сразу же после прибытия в СП.
Вы имеете право давать объяснения на родном языке или на любом другом языке, которым владеете, в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Республики Казахстан или на официально употребляемом русском языке.
Вы имеете право на вежливое обращение со стороны сотрудников. Вы не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к Вам могут быть применимы только на основании закона.
Если Вы иностранец, то имеете право поддерживать связь с дипломатическими представителями и консульскими учреждениями своего государства, а если Вы гражданин страны, не имеющей дипломатических и консульских учреждений в Республике Казахстан, то с дипломатическими представительствами государства, взявшего на себя защиту Ваших интересов, или с международными организациями, занимающимися Вашей защитой.
Ваше правовое положение характеризуется тем, что Вы имеете права и несете обязанности граждан Республики Казахстан с ограничениями, установленными Конституцией, Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан (далее-УИК), другими законами, а также Правилами по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Вы имеете право потребовать от сотрудников СП, чтобы Вас ознакомили со всеми этими документами.
Ваши обязанности.
• выполнять установленные правила поведения, законные требования органов, исполняющих наказания;
• выполнять возложенные судом обязанности, отчитываться перед СП о своем поведении, являться два раза (проживающие в сельской местности один раз) в месяц для регистрации, а также являться по вызову в СП (ст. 174 УИК РК);
• не покидать территорию Республики Казахстан до полного отбывания основного наказания или освобождения от наказания, истечения срока пробационного контроля, истечения срока отсрочки исполнения наказания.
• не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уполномоченного государственного органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем, осуществлять материальную поддержку семьи, другие обязанности, которые способствуют Вашему исправлению и предупреждению совершения новых уголовных правонарушений.
Примечание: при неявке без уважительных причин Вы можете быть подвергнуты приводу.
Меры поощрения.
Если Вы до истечения срока пробационного контроля своим поведением доказали свое исправление, суд по представлению органа, осуществляющего пробационный контроль за Вашим поведением, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с Вас судимости. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного срока (ст. 64 УК РК).
А также лица, отбывающее наказание в виде ограничение свободы, после фактического отбытия сроков, указанных в частях третьей, четвертой и пятой статьи 72 УК РК, подлежат освобождению условно-досрочно в случае полного возмещения Вами ущерба и отсутствие у Вас злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Ответственность условно осужденных.
• в случае совершения Вами административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и нравственность, права несовершеннолетних, на личность, и в сфере семейно-бытовых отношений, за которое на Вас было наложено административное взыскание;
• умышленное повреждение (порчу) электронных средств слежения либо не явки для регистрации без уважительной причины или смены место жительства без уведомления СП;
• уголовного проступка;
суд по представлению СП, может продлить срок пробационного контроля, но не более чем на один год (ст. 64 УК РК). А также СП в письменной форме выносит предупреждение о возможности отмены условного осуждения.
В случае повторного совершения Вами в течение испытательного срока административного правонарушения, повторной неявки для регистрации без уважительной причины, смены места жительства без уведомления СП, а также неповиновения законному требованию, а равно оскорбления либо угрозы совершения насильственных действий в отношении сотрудников органа, осуществляющего контроль за Вашим поведением, либо если Вы скрылись от контроля, суд по представлению СП постановляет об отмене условного осуждения и исполнении назначенного наказания приговором суда (ст. 64 УК РК).
Примечание:
• систематическими нарушениями считаются нарушения, за которые в течение года на Вас дважды налагались административные взыскания;
• скрывающимся от контроля считается, если в течение более пятнадцати дней не установлено Ваше местонахождение.

Ответственность осужденных к ограничению свободы.
• если Вы не имеете постоянную работу и не занятые на учебе, то подлежите привлечению к принудительному труду в местах, определяемых местными исполнительными органами, но не более двухсот сорока часов в год.
• в случае злостного уклонения Вами от отбывания наказания, неотбытый срок ограничения свободы заменяется наказанием в виде лишения свободы на тот же срок. (ст. 44 УК РК).
Примечание:
• скрывающимся от контроля считается, если в течение более пятнадцати дней не установлено Ваше местонахождение.

Имеют Ли Право Условно Осуждённого Поставить На Учёт В Нареологический Диспасерь

Заводит на каждого осужденного личное дело, заполняет в отношении осужденных к обязательным и исправительным работам карточки контроля отработанного времени. Номера личного дела, карточек контроля отработанного времени должны соответствовать номеру, под которым осужденный зарегистрирован в журнале учета осужденных. Карточки контроля отработанного времени хранятся отдельно по каждой категории осужденных. Уголовно-исполнительная инспекция направляет извещение в исправительное учреждение о получении документов, копии приговора (определения, постановления) суда, при освобождении осужденного из исправительного учреждения.

В случае обнаружения неясностей в копии приговора (определения, постановления) суда и возникновения сомнений в части его исполнения в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений.

Имеют Ли Право Условно Осуждённого Поставить На Учёт В Нареологический Диспасерь

Если поставлен на учет несовершеннолетний осужденный, то инспекция должна направить сообщение начальнику отдела внутренних дел для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.

Вместе с тем наличие этого правила не снимает вопроса о нереальности существующего в Инструкции трехдневного срока для установления места работы осужденного, не являющегося в уголовно-исполнительную инспекцию, который трудоустроился в другое место, но не занимает запрещенные должности или не занимается запрещенной деятельностью, ибо не существует какого-либо механизма обеспечения явки осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию. На наш взгляд, разрешить сложившуюся ситуацию возможно только посредством закрепления в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве нормы, предусматривающей основания и правовые последствия злостного уклонения осужденного от исполнения требований приговора суда, в том числе обязанности явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет.

Рекомендуем прочесть:  До какого числа действует льготный проезд для пенсионеров на электричке

Контроль за освобожденными от наказания и условно осужденными

Сотрудники оперативных служб, используя оперативно-розыскные силы, средства и методы, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» выявляют причины и условия, которые могут способствовать совершению освобожденными новых преступлений, для чего изучают их образ жизни, окружение, связи, чтобы своевременно принять меры по нейтрализации отрицательного воздействия на отбывших наказание.

Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по их месту жительства, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием воинских частей. Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 187 УИК РФ к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники и других служб органов внутренних дел и юстиции. Уголовноисполнительные инспекции ведут персональный учет условно осужденных, контролируют совместно с другими органами соблюдение ими общественного порядка и возложенных судом обязанностей, проводят беседы воспитательного характера, делают запросы на предприятия и учреждения, в правоохранительные органы для выяснения их поведения и отношения к труду.

Учет условно осужденных

50. Я условно осужденный. Я нарушил обязанности, во время не принес справку от наркологии и справку с центра занятости что встал на учет и не пришел отметиться во время а только на следующий день. После этого мне продлили срок на 1 месяц и отмечаться место 2 раз месяц, 3. А чуть позже я привлекался к административной ответственности, что теперь мне будет? Реально ли можно хоть как то сделать так чтобы не отменяли условной срок на реальный, а еще раз продлили испытательный срок?

Однако в суде прокурор заявил, что возражает против удовлетворения ходатайства. Но привести существенные доводы он не смог. Но Абаканский городской суд в лице судьи Елены Щербаковой согласился с мнением прокурора, в ходатайстве осужденному было отказано.

Отмечается ли условно осужденный

1. Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием их воинских частей.
2. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел.

Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и ДРУГИХ обязанностей, способствующих его исправлению.

Контроль за поведением условно осужденных

Суд возлагает на условно осужденного исполнение ряда обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места (рестораны, пивные бары, игорные заведения); пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; материально поддерживать семью и др.

В уголовно-исполнительной инспекции заводится личное дело, в котором содержатся необходимые сведения о поведении и выполнении возложенных на осужденного судом обязанностей, его связях и т.п. Личное дело содержит:

  1. приговор;
  2. справку о вступлении приговора в силу;
  3. копию извещения о принятии приговора к исполнению;
  4. документы о ежеквартальных проверках по административной практике;
  5. справку о проведении беседы;
  6. рапорты участковых уполномоченных милиции,
  7. материалы о нарушениях и принятых мерах;
  8. материалы о розыске уклоняющегося от контроля;
  9. рапорт о снятии с учета;
  10. определение суда об отмене условного осуждения и назначения наказания с лишением свободы;
  11. документы о снятии с учета по иным основаниям;
  12. иные документы и сведения.

Имеют Ли Право Условно Осуждённого Поставить На Учёт В Нареологический Диспасерь

1. Одной из мер воздействия на условно осужденного является объявление ему предупреждения. Закон предусматривает два основания объявления предупреждения. Первым основанием является уклонение осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей. По существу уклонение в данном случае означает неᴎϲᴨолнение тех обязанностей, которые возложены на условно осужденного судом. Так, если суд обязал осужденного не посещать определенные места, уклонением следует признать посещение этих мест, в случае возложения обязанности пройти курс лечения от алкоголизма уклонение может выражаться в неявке в диспансер, отказе в сдаче анализов, несоблюдении предписаний врача. Таким образом, конкретное выражение уклонения определяется в зависимости от характера возложенной на условно осужденного обязанности.
Вторым основанием предупреждения служит нарушение условно осужденным общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности. Здесь речь идет о совершении осужденным административного правонарушения. Однако основанием предупреждения нарушение может быть только тогда, когда оно относится к нарушениям именно общественного порядка, т.е. предусмотрено нормами гл. 20 КоАП РФ об административных правонарушениях. Совершение иных по характеру административных правонарушений не может служить основанием вынесения предупреждения.
2. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, инспекция или командование воинской части вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осужденного.
Устное предупреждение не будет иметь правового значения предупреждения письменного.
3. Помимо предупреждения корректирующее воздействие на поведение осужденного может оказать и возложение на него дополнительных обязанностей. Эта мера воздействия может применяться тогда, когда условно осужденный игнорирует обязанность отчитываться о своем поведении перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части, являться по вызову или не исполняет обязанности, возложенные на него судом, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд представление о дополнении обязанностей осужденного. Любое из перечисленных нарушений может явиться основанием указанного представления.
Основанием представления могут служить и иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других или дополнительных обязанностей. Так, если осужденный, не имея запрета на посещение определенных мест, стал посещать, например, игорные заведения, суд может установить соответствующий запрет. Установление новых обязанностей, так же как и установление обязанностей при применении судом условного осуждения, должно быть направлено на исправление осужденного. В этой связи устанавливать следует только те обязанности, которые оптимальны для данного конкретного осужденного.
При положительном решении вопроса о дополнении обязанностей делается соответствующая отметка в журнале учета условно осужденных, информируются заинтересованные службы органов внутренних дел, а также другие органы и учреждения.
4. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока. Основаниями и в этом случае служат уклонение от исполнения от обязанностей, нарушение общественного порядка, за которое осужденный привлекался к административной ответственности. Однако представление о продлении срока в основном направляется в суд тогда, когда иные меры не дали положительного результата. Кроме того, если основанием представления послужило нарушение общественного порядка, представление должно быть направлено в суд в течение сроков действия административного наказания.
О продлении условно осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета и соответствующей карточке, информируется администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный милиции, подразделение по делам несовершеннолетних и Федеральная миграционная служба.
5. Крайней мерой воздействия на условно осужденного является отмена условного осуждения и исполнение наказания, назначенного судом.
Закон устанавливает ограниченный перечень обстоятельств, которые могут служить основаниями отмены. К числу таких обстоятельств отнесены: систематическое нарушение общественного порядка, за что осужденный привлекался к административной ответственности, систематическое неᴎϲᴨолнение возложенных обязанностей или то, что осужденный скрылся от контроля.
При этом под систематическим нарушением общественного порядка закон предлагает понимать совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Таким образом, минимальное число нарушений, образующих систему, это два нарушения. При этом система будет иметь место только в том случае, если за каждое из нарушений не истек срок действия, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).
Систематическим неᴎϲᴨолнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неᴎϲᴨолнение обязанностей, возложенных на него судом. Таким образом, понятие систематичности применительно к неисполнению обязанностей несколько отличается от понятия систематичности нарушений общественного порядка. Если брать количественный признак систематичности неᴎϲᴨолнения обязанностей, то он составляет не менее трех фактов неисполнения. Другим критерием систематичности в этом случае может служить и продолжительность невыполнения обязанностей — свыше 30 дней.
Закон не устанавливает порядка исчисления указанных 30 дней. Поэтому формально этот срок может исчисляться и как единый, и как суммарный срок. Однако, на наш взгляд, более правильным было бы определение срока как единого, непрерываемого. Это обусловлено тем, что законодатель, говоря о рассматриваемом виде систематичности, делает акцент именно на длительности невыполнения обязанностей. Фактор же длительности будет в определенной мере утрачиваться, если длительность разделить на короткие временные промежутки.
И, наконец, как и в первом случае, систематичность ограничена временными рамками в один год. Нарушение, допущенное за его пределами, не должно учитываться при определении систематичности.
Установление в законе двух различных оснований для признания наличия системы в негативном поведении осужденного обусловлено характером устанавливаемых для него обязанностей. Так, обязанность быть дома в определенное время может нарушаться только в количественном варианте, длительностью это нарушение не измеришь. И напротив, нарушение обязанности продолжить обучение можно измерить только по длительности, но не количественно.
Последним основанием отмены условного осуждения закон устанавливает то, что осужденный скрывается от контроля. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней.
6. Представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, направляет в суд начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части.
В представлении об отмене условного осуждения указываются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него обязанностей, нарушения общественного порядка, время, в течение которого он не являлся в инспекцию, какие меры воздействия принимались к нему, как он на них реагировал, а также наличие приводов.
В отношении условно осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются имеющиеся сведения о том, что он скрылся от контроля инспекции, а также результаты первоначальных розыскных мероприятий.
К представлению прилагаются характеристики с места работы, учебы, информация участкового уполномоченного милиции, подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о поведении условно осужденного, его объяснения и другие документы.
В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административной ответственности, или продолжения неᴎϲᴨолнения возложенных судом обязанностей.

Рекомендуем прочесть:  Кбк В Счетах Бухучета В Бюджетном И Автономном Учреждении В 2022 Году

1. Часть 1 ст. 189 УИК РФ относится к числу отсылочных норм. В ней содержится положение, согласно которому испытательный срок при условном осуждении исчисляется в ᴨᴏҏядке, установленном ст. 73 УК РФ, где говорится о том, что испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В этот же срок засчитывается и время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Ст-я. 390 УПК РФ устанавливает, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
В случае подачи жалобы или представления в кассационном ᴨᴏҏядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.
2. Говоря о начале испытательного срока, следует иметь в виду, что в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2022 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» содержится положение о том, что «по смыслу уголовного закона испытательный срок, назначаемый при условном осуждении, исчисляется с момента провозглашения приговора, поскольку этим судебным решением на осужденного возлагается обязанность своим поведением доказать свое исправление, независимо от обжалования приговора суда в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке. Оставление приговора без изменения означает подтверждение его законности с указанного в приговоре срока». Однако это положение применимо лишь к вопросам о правовых последствиях нарушения условий условного осуждения до постановки осужденного на учет и не связано с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
3. Испытательный срок считается истекшим в следующих случаях:
при истечении испытательного срока, назначенного судом;
при истечении продленного судом испытательного срока;
при досрочной отмене условного осуждения.
По истечении любого из этих сроков контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции или командования воинской части.
На лиц, выбывших до окончания испытательного срока с территории, обслуживаемой инспекцией, в связи с изменением места жительства, высылаются сообщения в инспекцию по новому месту жительства. Если дислокация инспекции неизвестна, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Условно осужденные находятся под контролем

О постановке условно осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего условно осужденного — аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.

Например, в соответствии с нормами уголовного законодательства лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, — в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т. е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

Явка условно осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию

  • — проверка документов, удостоверяющих личность осужденного;
  • — составление анкеты, в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с осужденным, а также входящих в круг его общения;
  • — дактилоскопирование осужденного;
  • — выяснение сведений, имеющих значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.).
  • — порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение;
  • — последствия совершения повторного преступления;
  • — порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости;
  • — гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, удостоверяющих личность, — необходимость обращения в территориальный орган ФМС России по месту пребывания или фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также административную ответственность за отсутствие указанных документов и регистрации;
  • — права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе право на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы

Рассматривая другие обязанности, назначаемые условно осужденным, хотелось бы отметить,что встречаются проблемы исполнения таких обязанностей как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжатьза пределы определенного судом населенного пункта.

Одной из таких проблем, на наш взгляд, является проблема контроля за условно осужденными, которой впоследние годы былапосвящена не одна научная работа[1]. Однако многие аспекты этой проблемы попрежнему до конца не разрешены.В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении контроля за обязанностями, возлагаемыми на условно осужденных по приговору суда, инайти пути их решения.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРАВО ОСУЖДЕННОГО НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
А. КРОПАЧЕВ
А. Кропачев, помощник Кировского прокурора по надзору за соблюдением законности в ИУ.
Вопрос праздный, скажут многие, загляни в ст. 79 УК и узнаешь — там все написано. Однако это далеко не так. В том-то и дело, что все зависит от того, как считать законодательные нормы.
В последнее время в нашем прокурорском коллективе участились споры о том, насколько правильно подходят суды к условно-досрочному освобождению осужденных. Сомнениям способствуют, если так можно выразиться, требования норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который все больше входит в противоречие с практикой судов. Все тверже приходишь к мнению, что этот вопрос законодателем до конца не разрешен. Высшая судебная инстанция давно к нему основательно не обращалась, поэтому суды и решают его по-разному. Неоднозначное мнение существует и среди прокурорских работников. Достаточно сказать, что единственное действующее Постановление Пленума Верховного Суда СССР о судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания принято 19 октября 1971 г. (с последним изменением в 1985 г.). Конечно, нельзя ставить крест на этом Постановлении, но значительная переработка его просто необходима.
Итак, вернемся к ст. 79 УК. Согласно ее ч. 1 условно-досрочному освобождению от отбывания наказания могут подлежать лица, отбывающие исправительные работы, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы. Таким образом, безусловно, речь идет о лицах, которые отбывают реально определенный вид наказания, т.е. об осужденных. (Оговоримся, что разговор дальше пойдет только об осужденных к лишению свободы.) Назовем это первым условием закона.
По смыслу ст. 390 УПК РФ и ст. 7 УИК РФ начало исполнения наказания определяется датой вступления приговора в законную силу.
Следующим условием для УДО является отбытая часть срока наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. На это условие указывается в ч. 3 ст. 79 УК. Однако тут и возникает вопрос: а с какого момента исчислять отбытый срок?
В соответствии с ч. 3 ст. 79 условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным определенной части срока наказания, назначенного судом. Акцентирую внимание на словах «фактического» и «судом». Второе выражение законодателем почему-то упущено и употреблено мною как бесспорно подразумеваемое. Что же законодатель имел в виду под выражением «фактического»? Ясности нет. Тем не менее в УПК РФ есть аналогия, с помощью которой постараемся провести параллель.
В частности, в п. 15 ст. 5 УПК РФ сказано: «Момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления». Эта формулировка дополняется ч. 3 ст. 128 УПК: «При задержании срок исчисляется с момента фактического задержания». То есть фактическое задержание расценивается законодателем как реальное лишение свободы передвижения, с которого, по существу, начинается отсчет срока содержания под стражей. В нашем вопросе речь идет о фактическом отбытии наказания, которое связано со вступлением приговора в законную силу. Обратимся к нормам УИК.
Их положения распространяются на осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу (ст. ст. 2, 7 и др. УИК). Вступление приговора в законную силу — юридически значимый момент, когда правовое положение лица изменяется с «подсудимого» на «осужденного». Весь период до вступления приговора в законную силу регулируется Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регламентирующим права и обязанности лица, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Мера пресечения, а не мера наказания!
Таким образом, до вступления приговора в законную силу нельзя вести речь об отбытии назначенного судом срока наказания, так как лицо по закону осужденным в полном смысле слова не является. Даже если вынесен обвинительный приговор первой инстанцией, не исключено, что в кассационной инстанции лицо может быть признано невиновным, а приговор несостоявшимся. Вот почему начало отбытия срока наказания с целью обоснованности и единообразия следует исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Используя приведенные выше нормы и изложенные обстоятельства, можно сделать вывод, что фактическое отбытие осужденным назначенного судом срока наказания — это период срока наказания после вступления приговора в законную силу, отбытый осужденным в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
На практике же все не так, появляются «подводные камни», которые суды перекладывают с места на место, как им заблагорассудится. Первый «подводный камень» — начало исчисления срока отбывания наказания.
В соответствии с ч. 7 ст. 302 УПК при постановлении обвинительного приговора суды должны точно определить начало исчисления срока отбывания наказания. Что, казалось бы, может быть более точным, чем дата вступления приговора в законную силу? Однако Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 11 июня 2022 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» указывает, например, что «срок отбывания окончательного наказания, назначенного по правилам части 5 ст. 69 УК РФ и ст. 70 УК РФ, исчисляется со дня вынесения последнего приговора» (п. 17). Спрашивается — на каком основании? Ни УК, ни УПК не устанавливают порядка определения начала срока отбывания наказания. И для чего иметь две даты: одну — начало срока отбывания наказания — отвлеченную, а другую — вступление приговора в законную силу — определенную законом (ст. 390 УПК)? Не правильнее ли в этой ситуации остановиться на одной, естественно на законной, дате?
Еще противоречивее выглядит установка Верховного Суда РФ, до сих пор применяемая судами, даже несмотря на вышеизложенные его указания, об исчислении начала срока отбывания наказания со дня задержания или ареста.
В соответствии со ст. 72 УК время содержания под стражей до суда засчитывается в срок лишения свободы. В п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК также сказано, что при вынесении приговора суд должен принять решение о зачете времени предварительного содержания под стражей, если до постановления приговора подсудимый был задержан или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу. Меры задержания и пресечения, применяемые к подозреваемым и обвиняемым, так и именуются в законе — «время предварительного содержания под стражей», а не лишение свободы.
Тем не менее суды при решении вопроса об УДО складывают периоды содержания под стражей, учитывают это как лишение свободы и, даже вопреки судебному приговору, начинают отсчет части срока наказания, установленного ст. 79 УК, со дня задержания или заключения под стражу. Таким образом, идут, на мой взгляд, на прямое нарушение закона, «ставя телегу впереди лошади».
Как уже сказано, время содержания под стражей подлежит зачету, однако механизм этого зачета законодатель опять же не предусмотрел. Полагаю, возможны два варианта:
1) период содержания под стражей учитывается по концу срока наказания, назначенного судом;
2) период содержания под стражей учитывается до отбытия срока наказания, назначенного судом.
Разберем варианты на примере.
Осужденный Ч. содержался под стражей в общей сложности в течение 6 месяцев. Суд за совершенное преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 158 УК, назначил срок наказания 4 года 6 месяцев лишения свободы. Начало срока определил 12 декабря 2022 г., т.е. со дня вынесения приговора (ввиду отмены меры пресечения в виде содержания под стражей до принятия судом дела к производству). Вопрос об УДО решался судом 12 ноября 2022 г.
В первом варианте зачет времени содержания под стражей влияет на окончание назначенного судом срока наказания, но никак не влияет на сроки применения условно-досрочного освобождения. В ч. 3 ст. 79 УК четко записано, что условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным установленной части срока наказания. Суд же в нашем примере назначил 4 года 6 месяцев лишения свободы. Следовательно, Ч. должен отбыть не менее 1/2 срока, т.е. 2 года 3 месяца, и право на УДО, исчисляя с даты 12 декабря 2022 г., у него возникает в марте 2022 г. Зачет времени содержания под стражей повлияет на оставшуюся после УДО величину срока наказания, которая уменьшится на 6 месяцев.
Более правильным представляется второй вариант. Предварительно обратимся к УПК. Согласно п. 2 ч. 5 и п. 2 ч. 6 ст. 302 обвинительный приговор постановляется с назначением наказания и освобождением от его отбывания, если к моменту вынесения приговора время нахождения подсудимого под стражей по данному уголовному делу с учетом правил зачета наказания, установленных ст. 72 УК, поглощает наказание, назначенное подсудимому судом. Таким образом, законодатель ссылается на принцип поглощения срока наказания временем содержания под стражей. На принципе поглощения и должен быть построен, на мой взгляд, второй вариант.
Суд назначил за совершенное преступление 4 года 6 месяцев лишения свободы. С учетом времени содержания под стражей, используя метод поглощения, окончательно суд определяет срок наказания 4 года лишения свободы. В результате право на УДО у Ч. возникает не через 2 года 3 месяца, а через 2 года. Что особенно важно в этом варианте, отпадают многие спорные вопросы по порядку исчисления сроков, не возникает путаницы у работников исправительных учреждений при определении окончания срока наказания.
И еще одно существенное обстоятельство, возникающее на практике.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК лицо, отбывающее уголовное наказание, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Критерии, по которым должна производиться всесторонняя оценка личности осужденного, определены в ч. 3 ст. 175 УИК. Это данные, характеризующие личность, его поведение, отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию.
Обратим внимание, что законодатель отнес условно-досрочное освобождение к разряду поощрений, поместив его в ч. 4 ст. 113 УИК. В связи с чем, согласно ч. 1 ст. 113, к перечисленным критериям добавляется активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и воспитательных мероприятиях, проводимых в исправительном учреждении.
Отнесение УДО к разряду поощрений и соответственно к разделу воспитательной работы с осужденными (гл. 15 УИК РФ) произведено не напрасно. УДО должно расцениваться как одно из самых существенных поощрений осужденных. Не зря в ст. 113 УИК условно-досрочное освобождение стоит между переводом в колонию-поселение и помилованием. УДО должны подлежать достойные, а не те осужденные, которые формально показали свое исправление: отбыли установленную законом часть срока наказания и не имеют взысканий на день рассмотрения вопроса судом.
Кроме того, нельзя забывать, что уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своей целью исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами (ст. 1 УИК). То есть условно-досрочное освобождение призвано играть не только воспитательную роль среди осужденных, но и профилактическую в отношении иных граждан.
Тут уместно вспомнить о действующем Постановлении Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 19 октября 1971 г., в котором определено, что вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в ИУ, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению материалов.
Между тем в последнее время сложилась неправильная судебная практика, в соответствии с которой суды дают поверхностную, необъективную оценку поведения осужденного. Зачастую можно услышать вопрос: «А какое время осужденный должен исправляться?» Совершенно неверный вопрос. Необходимо ставить вопрос по-другому: «Действительно ли данный осужденный не нуждается в изоляции от общества?» Поверхностный подход к этому вопросу превращает УДО в «обязаловку».
Хочется надеяться, что законодатель и Верховный Суд РФ более обоснованно подойдут к вопросу о порядке исчисления сроков отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, о зачете срока содержания под стражей и в целом к вопросу условно-досрочного освобождения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли По Программе Молодая Семья Преобрести Квартиру Если Дозоды Меньше 22 000 Тула

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.1995 N 103-ФЗ
«О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
(принят ГД ФС РФ 21.06.1995)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 18.12.2022 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2022)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 N 9
«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ
НАКАЗАНИЯ И ЗАМЕНЫ НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2022 N 40
«О ПРАКТИКЕ НАЗНАЧЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ»
Законность, N 9, 2022

Осужденный был поставлен на учет в уголовно-исполнительной инстанции и был ознакомлен с условиями и порядком отбывания условного осуждения

Такое же определение систематичности содержится и в ч. 5 ст. 190 УИК РФ. Высказанные в теоретических работах мнения по вопросу о систематичности и злостности неисполнения условно осужденным возложенных на него обязанностей по сути не отличаются от судебного толкования этих понятий, но, как правило, включают перечисление закрепленных в законе обязанностей [70] .

В случае, если бы подобная практика доказала свою эффективность, это послужило бы весомым аргументом в пользу законодательной регламентации видов испытания, соотнесенных с тяжестью назначенного наказания. В конечном итоге процедура назначения и прохождения испытания стала бы более прозрачной и предсказуемой, что способствовало бы защите прав и законных интересов осужденных[80].

Дарья Александровна
Оцените автора
Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру