Арест имущества федерального казенного учреждения

7. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества — незамедлительно.

1.1. Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, за исключением ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста, не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей.

7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;

4. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

6. Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.

При этом Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что согласно пункту 6 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет учреждению-должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2022 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо по вопросам разъяснения порядка осуществления обращения взыскания на средства учреждений, установленного частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ), сообщает.

При этом, так как нормы, определяющие лицо, несущее риск последствий неполучения уведомления, направленного финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, в указанном Федеральном законе отсутствуют, то, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, при определении даты приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ финансовому органу субъекта Российской Федерации следует применять нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие правила доставки юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), руководствуясь, в случае необходимости, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

нормы абзаца 4 пункта 11 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, обязывающей финансовый орган субъекта Российской Федерации информировать налоговый орган при неисполнении учреждением-должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в финансовый орган субъекта Российской Федерации;

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с БУ-должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.

Таким образом, перечень видов имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, больше, чем у БУ, что для контрагентов является более привлекательным. В то же время АУ, в отличие от БУ, рискует лишиться недвижимого имущества, без которого оно какое-то время не сможет заниматься деятельностью, приносящей доход.

В соответствии со с т. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

При непредставлении судебным приставом-исполнителем доказательств совершения в течение двух месяцев с момента получения исполнительного листа действий, направленных на исполнение исполнительного листа, или доказательств наличия причин, препятствующих совершению исполнительных действий, суд признает бездействие незаконным и обязывает устранить допущенные нарушения (Решение АС МО от 10.08.2010 № А41-229841/10, Постановления ФАС ВВО от 16.08.2010 по делу № А11-14175/2009, ФАС МО от 18.08.2009 № КА-А40/7633-09).

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» приказываю:

Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Содержание
Рекомендуем прочесть:  Могут Ли Забрать Имущество Собственника За Долги Зарегистрированного Лица

Наложение взыскания на имущество учреждения

В действительности иммунитет бюджетов (лат. immunitas — освобождение от повинностей) — это фактическое состояние особой защищенности нормами российского права интересов публичных образований и одновременно свойство государственного или муниципального имущества (бюджетных денежных средств), сводящееся к невозможности принудительного исполнения судебных актов за счет этого имущества.

Частные учреждения. Имущественная ответственность частного учреждения подчиняется правилу, сформулированному в кодифицированном гражданском законе и для частных, и для казенных учреждений. Правило абзаца 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ может показаться очень простым: «Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами» . Оно же способно подтолкнуть к выводу о тождественности ответственности учреждений двух данных типов. Такая иллюзия тождества является следствием наслоения на нормы гражданского права дополнительных ограничений, введенных актами публично-правового характера.

Оригинально подошел к решению проблемы Минюст России: планку балансовой стоимости он установил не вообще, а применительно к отдельным категориям имущества по функциональному назначению; тем самым он, по сути, совместил два критерия, предложенные правительством. К примеру, к видам особо ценного имущества Минюстом России отнесены: компьютеры, оргтехника и серверное оборудование, балансовая стоимость которых за единицу превышает 70 тыс. руб.; фото- и видеоаппаратура, балансовая стоимость которых превышает 100 тыс. руб. . Прямых противоречий такого подхода объективному праву мы не усматриваем.

Бюджетный иммунитет нельзя назвать иммунитетом судебным, юрисдикционным или даже иммунитетом, подобным судебному, как это делает Т.А. Терещенко , поскольку юридическое лицо, обладающее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, находится под юрисдикцией российских судов. Однако вынесенные судебные акты имеют нетипичную, по сути, непринудительную процедуру исполнения, если речь идет об основной части ликвидного имущества бюджетного учреждения — бюджетных средствах.

Можно сделать вывод о том, что действующее законодательство устанавливает особенности несения ответственности своим имуществом для учреждений всех типов. При этом удовлетворительной можно назвать лишь степень защищенности интересов кредиторов частных учреждений и только при условии платежеспособности собственников их имущества, которая, по понятным причинам, гарантироваться не может.

Арест имущества федерального казенного учреждения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.

При поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В данном случае взыскателю помимо перечня документов, установленного статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», необходимо представить документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом либо сопроводительные письма также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» полномочия собственника имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также Полномочия по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

2.1. Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).

3.1. Пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4 и пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывают, что в случае открытия федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным бюджетным учреждениям счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, по месту обслуживания лицевых счетов бюджетного или автономного учреждения, требование об информировании судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения по форме согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

Согласно пункту 1 статьи 2421 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 241 БК РФ (далее – орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.

Рекомендуем прочесть:  Тарифы Горячей И Холодной Воды 2022 -2022 В Иркутске

При получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 64 Закона N 229-ФЗ выносит постановление, обязывающее бюджетное или автономное учреждение незамедлительно представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления взыскателю денежных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении у судебного пристава-исполнителя.

При поступлении исполнительного листа в орган Федерального казначейства и невыполнении должником в установленный срок обязанности по представлению поручения для осуществления возврата денежных средств орган Федерального казначейства в соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 2423 БК РФ применяет меру ограничительного характера, направленную на принуждение должника к исполнению, – приостановление осуществления операций по расходованию средств на его лицевых счетах до момента устранения допущенного нарушения.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона N 229-ФЗ.

2. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на этот орган (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права — имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Как взыскать задолженность с бюджетной организации

Однако в данном случае на должника воздействовать не так просто, потому что арестовать имущество нельзя, да и к субсидиарной ответственности собственника бюджетного учреждения невозможно привлечь. Именно поэтому может показаться сложным взыскание долга с бюджетной организации, но на самом деле 90% взыскателей свои деньги получают обратно.

Так как судебные приступы права взыскивать деньги с бюджетных учреждений не имеют, то, собственно, этим занимаются другие государственные органы – органы казначейства. Взыскание долга с бюджетной организации от работы обычных приставов отличается жесткой регламентацией, строго определенными сроками.

Ускорить возврат долга можно и альтернативным способом: обратиться в суд за денежной компенсацией за длительное неисполнение решения суда за каждый день такого неисполнения, требовать взыскать проценты на неправомерное пользование чужими денежными средствами, подать иск об индексации присужденных сумм долга.

Подрядчик выполнил свои обязательства и «отработал» государственный контракт, денег так и не получил. Довольно распространённая история. Конечно можно идти в суд и вступить в тяжбу бюджетными организациями. Но после завершения судебного процесса возникает вопрос: что дальше делать и куда идти?

Даже если у должника есть деньги, но он игнорирует сроки и отказывается возвращать долг, казначейство имеет право приостановить операции по счетам должника, по тот не перестанет нарушать закон. Вам только остается следить за сроками и своевременно попросить казначейство приостановить работу счетов должника.

Письмо; Росимущества от N ВЯ-08/2882; О порядке распоряжения федеральным имуществом

Рассмотрение обращений по указанным вопросам, поступивших посредством бумажного документооборота, не осуществляется, за исключением обращений, имеющих ограничения в связи с возможностью разглашения служебной и государственной тайны, направление которых осуществляется в бумажном виде с указанием вида ограничения.

1) перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), с указанием актуальных кадастровых номеров в ЕГРН, а также реестровых номеров федерального имущества с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к закреплению (правомерному изъятию), сроком не более 3 месяцев;

Рассмотрение Росимуществом вопросов по согласованию решений, связанных с распоряжением имуществом организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализуется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти.

5) справка-обоснование решения о распоряжении недвижимым имуществом, содержащая в том числе сведения, подтверждающие потребность организации, за которой планируется закрепить объекты недвижимого имущества, в данном недвижимом имуществе (при закреплении административных зданий, офисных помещений — данные о штатной численности организации, данные о занимаемых в настоящее время офисных помещениях с указанием площади, данные о дефиците площадей; при закреплении иных объектов недвижимого имущества — сведения о дальнейшем целевом использовании данных объектов), а также информацию о наличии достаточных объемов финансирования расходов, связанных с содержанием предлагаемых к закреплению объектов недвижимого имущества (в отношении федеральных учреждений, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти — подтверждение органа, осуществляющего полномочия учредителя);

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», от 03.12.2004 N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», от 26.07.2010 N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», от 10.10.2007 N 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения», от 08.09.2010 N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», в целях совершенствования Росимуществом (его территориальными органами) порядка осуществления полномочий собственника от имени Российской Федерации при принятии решений по вопросам распоряжения федеральным имуществом, а именно перераспределения имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями (далее совместно — организации), Росимущество сообщает следующее.

Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Антисуд по ст 228 новости 2022 марта

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.

При составлении акта пристав вправе указать, что некоторые предметы быта, вещи передаются под охрану некоторому лицу, включая непосредственно должника. Здесь же обозначается, что можно и нельзя делать с этим имуществом. И ответственное лицо не должно выходить за рамки этих полномочий.

  • квартиру, частный дом или их часть, если они являются единственным жильем как самого должника, так и лиц, проживающих с ним. Исключением являются жилые помещения, находящиеся в залоге у кредитора, ставшего инициатором судебного разбирательства и исполнительного производства. К этому же пункту можно отнести земельные участки, на которых расположен дом неплательщика. И здесь также есть исключение — договор залога;
  • мебель, предметы обстановки, личные вещи. Но можно арестовать, например, норковые шубы, десятки коробок с сапогами от всемирно известных брендов, антикварную мебель, технику последнего поколения;
  • оборудование, если оно требуется гражданину для получения дохода. Но в рамках исполнительного производства возможен арест имущества должника стоимостью свыше 10 тысяч рублей;
  • скот, включая кур, уток, пчел, кроликов, если их разводят для обеспечения личных потребностей. Животных можно содержать для получения молока или потомства. Нельзя изъять корма, необходимые для содержания животных в холодные месяцы, когда их нельзя выгнать на пастбища. Аресту не подлежат любые строения, если они предназначены для содержания скота;
    семенной материал, предназначенный для посадки или посева;
  • выявленные продукты питания. Если пристав обнаружил денежные средства, он может изымать только то, что превышает прожиточный минимум. При этом в расчет принимают не только должника, но и его детей, иных лиц, находящихся на иждивении;
  • топливо, если оно предназначено для обогрева дома и/или приготовления пищи;
  • транспортное средство, если оно принадлежит лицу с ограниченными возможностями передвижения. Мораторий на арест имущества должника распространяется и на иные предметы обихода, если они облегчают жизнь гражданина-инвалида;
    медали, госнаграды, призы, полученные на соревнованиях и т. д.;
  • животные, обозначенные в Федеральном законе № 498-ФЗ от 27.12.2022 года, если они не используются в предпринимательских целях.

Займодавцы же заинтересованы в скорейшем возврате своих средств. Для воздействия на нерадивых должников в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» предусмотрены разные меры и методы. Но и здесь возникают проблемы. Запрет на выезд за границу не актуален в последние годы. Из-за эпидемической ситуации многие вообще не планируют покидать пределы своего города.

Все чаще гражданам России приходится сталкиваться с таким понятием, как арест имущества должника судебными приставами. И мало кто знает, что процедура должна проходить в соответствии с определенным регламентом. На законодательном уровне определены активы должника, подлежащие аресту. Есть и предметы, которые пристав не может изымать при определенных обстоятельствах.

  • оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей. Как вариант, это может быть доход осужденного за срок до полугода;
  • приговорить к обязательным работам на 480 часов или менее;
  • приговорить к принудительным работам на 2 года;
  • арестовать на 6 месяцев;
  • лишить свободы на 2 года максимум.
  1. Доход должника: допускается снятие 50%, в исключительных случаях (к ним как раз и относятся алименты) — 70% заработной платы.
  2. Взыскание наличных средств.
  3. Взыскание депозитов, средств на счетах и картах, арест зарплатной карты.
  4. Арест, опись и изъятие бытовой, компьютерной, мобильной техники, украшений.
  5. Арест и изъятие автомобилей, другого движимого имущества.
  6. Арест и изъятие недвижимости.

Далее, если в отношении должника в самом деле проводится исполнительное производство, на портале будут показаны соответствующие дела с указанием подробностей. Узнать информацию или связаться с приставом-исполнителем можно по указанным контактным данным. Они будут представлены на портале вместе с номером исполнительного производства и другими пунктами дела.

Процесс ареста состоит из нескольких этапов. После удовлетворения заявления взыскателя судебный пристав составляет опись имущества. Также готовятся документы о проведенных мероприятиях, о принятых мерах в отношении собственности должника. Если определенные предметы будут изыматься, эти факты указываются документально.

  1. Сроки ареста определяются судебным приставом.
  2. Имущество, которое подвергалось аресту, по стоимости должно отвечать сумме задолженности по кредиту или другому просуженному долгу.
  3. До момента проведения аукциона имущество может находиться у должника.
  1. Изъятие нередко касается вещей, которые не принадлежат должнику. Например, это может быть дорогостоящий ноутбук родственника, фототехника родителей и так далее. При описи заинтересованные лица могут предъявить документы, которые подтверждают факт принадлежности — в таком случае приставы не вправе арестовывать и описывать чужое имущество.
  2. Арест и изъятие нередко проводятся в съемных квартирах, где проверить принадлежность имущества затруднительно.

Арест имущества должника судебными приставами

  • необходимость обеспечить сохранность предметов (например, если у пристава есть основания полагать, что некоторые предметы могут быть сокрыты)
  • выполнение судебного акта, содержащего требования о полной либо частичной конфискации имущества
  • выполнение постановления суда, в котором прямо указана необходимость арестовать имущество физлица

Недвижимое имущество (частные дома, участки любой площади, нежилые объекты и другие), на которое наложен арест, поступает на охрану должнику либо членам его семьи. В редких случаях охрану осуществляет лицо, с которым подразделение ФССП заключило соглашение.

  • единственное жилье
  • землю, на котором оно расположено
  • бытовые предметы (мебель, холодильник, стиральная машина и другие)
  • вещи, предназначенные для персонального пользования
  • продукты
  • животные, если их содержание не связано с извлечением выгоды или осуществлением предпринимательской деятельности
  • предметы, включая средства передвижения, необходимые должнику в связи с инвалидностью
  • предметы, используемые для профессиональной деятельности (например, музыкальные инструменты), при условии, что их стоимость не превышает 10 тысяч рублей.

Арест имущества — это мера, обеспечивающая принудительное исполнение требований о взыскании денежных средств. Она применяется, когда должник не выплачивает долг, несмотря на наличие судебного акта. О том, какое имущество могут арестовать приставы, как проходит процедура, и какие способы её избежать существуют в 2022 году — смотрите далее.

Движимое имущество (транспортные средства, дорогостоящая техника и так далее), на которое наложен арест, поступает на хранение должнику, одному из членов его семьи или взыскателю. Как и в предыдущем случае, вещи могут передаваться на хранение специальному лицу. В ряде случаев документы, подтверждающие имущественные права должника, хранятся в ФССП.

Дарья Александровна
Оцените автора
Решаем Ваши вопросы в законодательном поле - Lawyer32.ру